«Надеюсь, данная мера коснется не только предпринимателей, но и заказчиков»

Александр Удалихин о реформе законодательства о госзакупках

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает реформировать законодательство об административной ответственности заказчиков и поставщиков за нарушения при закупках по законам о закупках государства (44-ФЗ) и госкомпаний (223-ФЗ). Так, служба предлагает сократить количество составов административных правонарушений с 56 до 31, а по ряду составов изначально выносить вместо штрафов предупреждения. Законотворческую инициативу прокомментировал директор Независимой специализированной организации Александр Удалихин.

Александр Удалихин

Фото: предоставлено автором

«Можно только приветствовать намерение ФАС России выносить предупреждения вместо штрафов в тех случаях, когда нарушение процессуальных норм носит формальный характер и существенно не влияет на результаты закупки. Хочется надеяться, что данная мера коснется не только предпринимателей, но и заказчиков, поскольку изменения, внесенные в законодательство о контрактной системе, в настоящее время бьют именно по ним.

Это связано с тем, что после реформы закупок, осуществляемых по 44-ФЗ, исчезло такое понятие, как "документация об аукционе" или "документация о конкурсе", что сделало невозможным привлечение заказчиков к ответственности, упоминаемой в ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ, так как данная норма касается нарушений, допущенных "при утверждении документации".

На данный момент заказчики формируют лишь "извещение" об аукционе или конкурсе, из-за чего контролерам даже при незначительных претензиях к содержанию документов, размещенных в процессе закупки, приходится подыскивать иные нормы КоАП. В частности, достаточно обобщенно сформулированную норму ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП. Следствием всего этого становятся радикально возросшие для заказчиков штрафы за каждое формальное нарушение — с 3 тыс. руб. (ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП) до 15 тыс. руб. (ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП).

Данное обстоятельство в контексте огромного количества размещаемых ежегодно конкретными должностными лицами закупок, а также сложности динамично меняющегося закупочного законодательства привело к тому, что зарплаты служащих, отвечающих за осуществление закупок, часто просто не покрывают расходы на оплату штрафов.

Остается только сожалеть о том, что вопрос гармонизации правовых норм встал только спустя год после вступления в силу законов, радикально изменивших правила закупок. Данный факт наглядно демонстрирует отсутствие системного подхода со стороны вовлеченных в процесс законотворчества лиц к реформированию контрактной системы».


Читайте нас в Telegram

Вся лента