«Люблю драгоценные камни»
Виктория Рейнольдс о бриллиантах Tiffany
На презентации новой коллекции Tiffany & Co. Blue Book в Дубае в ноябре прошлого года главный геммолог и вице-президент компании по высокому ювелирному искусству Виктория Рейнольдс была в браслете Tiffany, доставшемся ей от бабушки. Она считает его своим талисманом и надевает на самые важные мероприятия. Виктория — один из интереснейших представителей ювелирной индустрии, и она с воодушевлением рассказывает о компании, в которой работает уже 35 лет.
—Каково это — провести столько лет в одной компании?
—Мне было 23, когда я пришла работать в Tiffany, а сейчас — 58. Но я никогда не хотела работать где-то еще. Начинала оценщицей бриллиантов и менеджером по индивидуальным заказам, потом работала в отделе продаж, в 2016-м стала вице-президентом по высокому ювелирному искусству. Все это привело меня туда, где я сейчас: к позиции главного геммолога. Я хорошо понимаю, как мне повезло, и очень это ценю.
—Как приобретение компании группой LVMH сказалось на творческой команде?
—Сменился только креативный директор, ушел Рид Кракофф, и в июле 2021 года к работе приступила Натали Вердей. Сейчас она занимается коллекциями 2023 года. А в коллекциях 2022-го сделанное до прихода Натали будет сочетаться с тем, что она успела добавить. Команда ювелиров и дизайнеров осталась прежней. Некоторые, как и я, работают в компании многие годы.
—Почему последнее время Tiffany уделяет особое внимание работе с крупными камнями, в первую очередь с бриллиантами?
—История Tiffany началась в 1837 году, то есть задолго до появления большинства крупных ювелирных домов, но раньше мы редко об этом говорили. И знаете ли, нью-йоркская пресса еще в 1848 году называла Чарльза Льюиса Тиффани королем бриллиантов! А в 1877-м он приобрел бриллиант Тиффани весом 287,42 карата и вместе с Джорджем Кунцем, первым в мире штатным геммологом, отвез его в Париж для изучения перед огранкой, которое заняло целый год. Кстати, Кунцу тогда был всего 21 год, и впоследствии он проработал в компании более 50 лет. Именно он обнаружил новые драгоценные камни: кунцит, названный в его честь, и морганит, названный в честь банкира Джона П. Моргана. А в 1967 году геммологами Tiffany были открыты цаворит и танзанит. Нет ни одного другого ювелирного дома, который мог бы похвастаться открытием новых камней. Мы были лидерами в этой области практически с самого начала. Просто иногда мы забываем о действительно важных вещах. А ведь именно доскональное знание драгоценных камней лежит в основе ДНК нашего бренда. Как главный геммолог компании, я чувствую себя немножко Джорджем Кунцем, когда ищу камни для наших украшений.
—Рынок все чаще отдает предпочтение цветным украшениям. Желтые бриллианты растут в цене, цветные камни становятся популярнее. В чем причина?
—Думаю, дело в том, что осведомленность клиентов растет, вкус развивается. Бриллианты всегда были важны, их любят за безупречность, чистоту, блеск. А те, кто научился понимать бриллианты, начинают искать, что еще есть на рынке. Интересуются желтыми бриллиантами, более редкими и разнообразными по палитре. Начинают замечать красоту других драгоценных камней, а не только их стоимость. Поэтому еще один важный момент сегодня — обращение к наследию Жана Шлюмберже, который работал в Tiffany в 1960-х годах и очень любил цветные камни. Чтобы носить ювелирные украшения, нужно быть уверенной в себе, и женщины сейчас очень продвинулись в этом отношении. Да, я буду носить колье с демантоидами и буду говорить об этом, да, это не бриллианты, но тоже очень редкие камни. Несколько лет назад люди просто не думали так, поэтому украшения использовались только в дресс-коде black tie. Но теперь все иначе. Одна наша клиентка в нашей бриллиантовой тиаре даже в метро ездит время от времени. Кто бы мог подумать, что можно настолько любить украшения! И она носит ее столь уверенно, что не возникает ни малейшего сомнения в уместности этого. Трудно поверить в то, что человек, который покупает такие вещи, ездит в метро. Но это абсолютная правда.
—Может, демантоиды носят из соображений экономии? Все же они доступнее изумрудов.
—В фильме «Дом Гуччи» Леди Гага носит наше колье HardWear с серьгами Schlumberger. Да, это выглядит уместным, поскольку соответствует ее стилю. Но, думаю, дело в том, что надо лишь позволить людям носить то, что им нравится и как им нравится. Ведь дело не только в цене украшений, но и в том, чтобы выбирать их по своему вкусу. Это могут быть бриллианты, архивные вещи, серебряные подвески для мужчин, цветные камни. Этим мне и нравится Tiffany — у нас все это есть.
—Расскажите, как вы нашли бриллиант для колье Empire.
—Он сам нас нашел. Мы приобрели его около двух лет назад, и еще два года ушло на то, чтобы сделать для него колье. Когда у вас есть такой большой камень, главная задача — добиться, чтобы он не затмевал свое окружение, и наоборот. За две недели до приобретения камня мы нашли в архивах колье 1939 года с аквамарином как раз такого размера, так что у меня не было сомнений в том, что нам непременно надо сделать что-то похожее. Оригинальное колье принадлежит частному коллекционеру, поэтому я видела только его фотографии и несколько эскизов. Довольно сложно улучшать то, что и так прекрасно. Но мы модернизировали дизайн, поменяли закрепку, выполнили фантазийную огранку бриллиантов (между прочим, их в колье 5063), сохранили овал центрального бриллианта, сделали колье гибким. Возможно, нашим предшественникам просто не удалось найти бриллиант такого размера, и вместо него они использовали аквамарин. И неслучайно мы показываем это колье именно в Дубае, во время Всемирной выставки «Экспо-22», которая рассказывает о технологиях будущего и их опоре на традиции прошлого.
—Известно ли вам при покупке камней, как они будут впоследствии использованы, или вы полагаетесь на интуицию?
—Иногда камень так тебя вдохновляет, что диктует все остальное, а иногда нужно найти что-то под определенный дизайн. Хороший пример — кольцо с турмалином параиба фантазийной огранки из коллекции Blue Book 2021 года. Я полюбила этот камень с первого взгляда: у него восхитительный цвет, необычная огранка. Мы не знали, как будем использовать его, но знали, что он нам нужен. В таких случаях дизайн кольца строится вокруг камня. А когда мы долго работаем над коллекцией и когда у креативного директора очень конкретные идеи, я ищу камни, ориентируясь на эти запросы. Поэтому я не считаю совпадением то, что сначала мне показали эскиз архивного колье 1939 года, а спустя две недели я нашла нужный для него бриллиант. Это просто должно было случиться.
—А бывает, что вы покупаете камень впрок?
—Моей команде иногда не нравится то, что я делаю, но я так люблю драгоценные камни! Однажды мы приобрели императорский топаз очень необычной формы, но я хорошо знала, какому клиенту он непременно понравится. Некоторые наши клиенты — уже третье поколение одной семьи. Когда есть такая долгая история доверия, то очень хорошо понимаешь, что клиент имеет в виду, когда говорит: я хочу нечто уникальное, ни на что не похожее. И когда попадаешь в точку, угадываешь, это просто грандиозные ощущения. Сейчас такой огромный выбор прекрасных ювелирных домов, и когда люди возвращаются именно к тебе снова и снова, это всегда невероятные истории. И эта сторона работы тоже очень радует.
—То есть дизайн следует за камнем, а камень за клиентом?
—Точно! Если знаешь клиентов, то идешь на риск ради них.