Грузия привязалась к России
Зависимость кавказской страны от российской экономики растет по всем направлениям
С конца февраля, по мере развития событий вокруг Украины и введения антироссийских санкций, грузино-российское экономическое и финансовое взаимодействие растет по всем показателям. Импорт российских товаров, а также реэкспорт и финансовые перечисления увеличиваются невиданными темпами. Об этом говорится в новом докладе некоммерческой организации Transparency International. Эксперты НКО и оппозиционная партия Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) предупреждают власти о необходимости принятия срочных ограничительных мер для недопущения роста финансово-экономической, а значит, и политической «привязки» Грузии к России.
Организация Transparency International (ее российское представительство признано Минюстом РФ иностранным агентом) опубликовала в среду, 3 августа, доклад, в котором приводится ряд цифр, свидетельствующие о радикальных изменениях в финансово-экономических и торговых отношениях между Грузией и Россией.
Всего в I полугодии за счет денежных переводов россиян, а также экспорта и особенно реэкспорта продукции Грузия получила более $1,2 млрд. Это на 250% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
Если говорить о денежных переводах из РФ, то только с апреля по июнь 2022 года из России в кавказскую республику поступило более $678 млн — больше, чем за весь прошлый год. В большинстве своем это деньги для тех россиян, кто поселился в Грузии после начала специальной военной операции. Их более 300 тыс. человек, то есть почти 10% всего населения Грузии. Россияне активно арендуют либо покупают квартиры в Тбилиси, Батуми и других городах, способствуя тем самым росту цен и невиданному за последние годы оживлению на рынке недвижимости.
С марта по июнь в Грузии зарегистрировано более 6,4 тыс. компаний, которые полностью или частично принадлежат гражданам РФ — в семь раз больше, чем в прошлом году. А всего в Грузии зарегистрировано 13,5 тыс. таких компаний. То есть почти половина из них прошли регистрацию после начала военных действий на Украине. 93% компаний, зарегистрированных с марта, — индивидуальные предприятия. По данным Transparency International, их учредители переехали в Грузию для работы.
С января по июнь импорт продукции из России составил $706 млн — это рост на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и пятнадцатилетний максимум.
Transparency International рекомендует властям Грузии прекратить дотирование, выдачу субсидий либо кредитов и грантов тем грузинским предприятиям, которые, как сказано в докладе, «увеличивают зависимость Грузии от РФ».
Один из основателей оппозиционной партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», член парламента Роман Гоциридзе рассказал «Ъ», что в последние месяцы транзитная трасса из Турции в РФ через Грузию «стала настоящей дорогой жизни» для России. Через нее идет реэкспорт многого из того, чего «сейчас не хватает россиянам».
«И не только транзит, если в Грузии сейчас разобрать любой автомобиль и выставить на продажу запчасти, они разлетятся за несколько минут и все покупатели окажутся русскими»,— заявил господин Гоциридзе. Он также сообщил, что ЕНД будет требовать от властей запрета либо моратория на покупку недвижимости россиянами.
Правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ) и правительство Ираклия Гарибашвили, между тем, не видит в происходящем ничего опасного или предосудительного.
На последнем заседании своего кабинета министров премьер Гарибашвили радостно сообщил, что экономика страны «выходит на двузначные показатели роста». А по словам генсека ГМ, мэра Тбилиси Кахи Каладзе, «приток в Грузию россиян нужно только приветствовать», потому что это «обеспечивает экономический рост».
Происходящие в регионе геополитические сдвиги, как заметил в беседе с «Ъ» эксперт информационного агентства Nation.ge Давид Авалишвили, «стали настоящим «Клондайком» для Грузии» еще по той причине, что значительное сокращение транзита товаров из стран Центральной Азии и Китая через Россию «привело к росту их интереса к транзитным возможностям Грузии». А местные транспортные компании, порты и «Грузинская железная дорога», влачившие к концу прошлого года «жалкое существование», по словам собеседника «Ъ», «бурно растут и процветают в условиях, когда нет отбоя от предложений из Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Китая».