Инвесторы расставили палатки
Сколько продлится рост рынка глэмпингов
Активное развитие, формирование трендовых направлений на рынке внутреннего туризма, интерес к новым форматам и отдыху на природе способствуют резкому росту рынка глэмпингов — их число в России за несколько лет может удвоиться. Инвесторам формат понравился благодаря низкому инвестиционному порогу, быстрой окупаемости и мерам господдержки. Но популярность глэмпингов, вероятно, будет расти по модели хостелов и продлится еще три-пять лет, после чего на рынке удастся закрепиться лишь сильнейшим игрокам.
Рынок глэмпингов демонстрирует рост. По подсчетам Ассоциации глэмпингов России, в ноябре прошлого года в стране работало 230 таких объектов, по итогам текущего летнего сезона ожидается уже 340. Аналитики Россельхозбанка не исключают двукратной динамики к 2025 году, прогнозируя увеличения объема предложения до 500 глэмпингов.
Сам по себе формат глэмпингов развивается на рынке около десяти лет. Термин «глэмпинг» (glamping) в 2016 году был включен в Оксфордский словарь английского языка и подразумевает разновидность кемпингов, которые отличаются более комфортными условиями проживания. В России, как правило, речь идет о размещении в сафари или белл-тентах, типи (традиционное жилье кочевых индейцев), юртах, куполах с панорамными окнами, модульных экодомах и т. д.
Хотя формат глэмпингов развивается по всему миру, в России этот процесс явно идет опережающими темпами. По оценкам Knight Frank, рынок таких объектов ежегодно становится больше на 10–12%. С формированием более внушительной базы динамика по прогнозам аналитиков сгладится, но останется позитивной — 5–7% в год.
Более выраженному росту популярности глэмпингов в России способствует увеличение активности на рынке внутреннего туризма, которое в отдельных регионах отмечается еще с начала пандемии. По оценкам Ростуризма, в 2021 году россияне совершили 56,5 млн поездок по стране, в этом году власти ждут роста до 61,2 млн. Возникает дополнительный спрос на средства размещения, и если девелопмент гостиницы занимает от двух до пяти лет, то построить кемпинг или глэмпинг можно за несколько месяцев, говорит директор по гостиничному консалтингу Knight Frank Наталия Розенблюм.
По ее мнению, активный рост числа глэмпингов стимулируют меры господдержки, в частности грантовые программы. Замдиректора отдела стратегического консалтинга и индустрии гостеприимства CORE.XP Михаил Багдасаров добавляет, что кэшбэк-программы для туристов, нулевая ставка НДС и льготное кредитование стимулируют интерес инвесторов к проектам в сфере гостеприимства в целом.
Экологический тренд
Важный фактор роста числа глэмпингов, по мнению Наталии Розенблюм,— стремление туристов попробовать нестандартные варианты отдыха. Это хорошо сочетается с общим ростом популярности экотуризма и внимания к природе. По прогнозам Россельхозбанка, к 2025 году турпоток на заповедные и сельские территории составит 20–22 млн человек в год. Этому будет способствовать рост популярности глэмпингов, в которых смогут останавливаться до 10% туристов. Сооснователь сети глэмпингов «Под небом» Сергей Петров тоже склонен считать, что туристам сейчас нравится формат глэмпингов: «Их уже не удивить большими, богатыми интерьерами и каменными стенами — важнее природа».
Согласовать создание глэмпингов проще. Руководитель департамента «Гостиничный бизнес и туризм» компании Commonwealth Partnership Марина Смирнова говорит, что речь идет о некапитальных и быстровозводимых строениях, которые можно разместить на рекреационных землях. На этом фоне в некоторых локациях глэмпингам нет альтернативы. Эксперт обращает внимание на то, что похожий формат — лоджи — уже много лет успешно работает в Африке.
Бюджетная инвестиция
Немаловажным фактором привлекательности глэмпингов для инвесторов выступает низкий порог вхождения. Наталия Розенблюм оценивает средний объем вложений в небольшой качественный проект в 12–15 млн руб. Марина Смирнова добавляет, что средняя стоимость одного модуля с установкой сейчас составляет 1,5–2 млн руб. Окупается проект, по оценкам госпожи Розенблюм, в среднем за четыре-пять лет. Это значительно лучше показателя гостиничного рынка (15–20 лет), где стоимость небольшого проекта, по оценкам Михаила Багдасарова, начинается от 300 млн руб. «Но это автоматически не означает, что речь идет о хорошей доходности: все зависит от привлекательности локации»,— говорит Наталия Розенблюм.
Запустить всесезонный проект сложнее. По оценкам Сергея Петрова, такой глэмпинг на 25 номеров с рестораном и общественными зонами будет стоить уже 130–150 млн руб. В то время как аналог летнего формата — 40–50 млн руб. Годовая рентабельность проекта заметно выше, чем у отеля, и легко может достигать 20–25%. «Но капитализируется такой проект сложнее, чем отель»,— добавляет он.
Вопросы эксплуатации
Марина Смирнова объясняет, что эксплуатировать глэмпинг проще и дешевле из-за отсутствия дополнительных сервисов. Уборка и смена белья осуществляются реже, персонала — минимум. На этом фоне, по ее словам, операционная прибыль объекта может составлять 40–50% от выручки. Наталия Розенблюм указывает, что эксплуатацию глэмпинга уместно сравнить с мини-отелем: многие функции персонала совмещены и реализуются теми же сотрудниками.
Впрочем, Сергей Петров убежден, что эксплуатация глэмпинга предполагает свою специфику: «Речь идет об усложненной логистике на месте, номера располагаются на определенном расстоянии друг от друга, это объект, который постоянно нужно ремонтировать». Михаил Багдасаров отмечает, что глэмпинги в работе сталкиваются с административными сложностями: такого понятия в законодательстве официально нет, что подразумевает отсутствие стандартов как строительства, там и работы. Объекты формально не считаются коллективными средствами размещения, что подразумевает проблемы с регистрацией гостей, добавляет он.
Ключевой вопрос для рынка сейчас — сколько продлится активный рост рынка глэмпингов. Самая подходящая аналогия здесь — рынок хостелов, демонстрировавший активные темпы роста в 2000-х и столкнувшийся как со снижением интереса публики, так и с законодательным регулированием. Марина Смирнова ждет, что развитие сегмента глэмпингов будет сходным по формату: продлится три-пять лет и закончится с наполнением рынка.
Аналогичный прогноз дает и Сергей Петров, хотя и обращает внимание на то, что «путь хостелов» на рынке проходит любая новая ниша или инновационный продукт. Этот процесс он называет нормальным для рынка. На рост рынка эксперт закладывает еще четыре-пять лет.
Небольшое охлаждение интереса инвесторов к формату глэмпингов, по словам Михаила Багдасарова, наблюдается уже сейчас. Госпожа Розенблюм соглашается, что по мере развития сегмента сохранятся наиболее конкурентоспособные объекты, эффективно выстроившие свою работу. «Сейчас это эффективный инструмент для быстрого увеличения качественного номерного фонда в самых разных локациях, но постепенно, по мере строительства классических отелей и развития курортной недвижимости, глэмпинги займут свою нишу и будут уживаться на рынке с другими форматами размещения»,— заключает эксперт.