77% российских предпринимателей воспользовались программой господдержки
Наиболее популярными мерами господдержки среди малого и среднего бизнеса в 2022 году стали — льготные кредиты, поручительства, льготный лизинг, факторинг. По исследованиям аналитиков компании для бизнеса Platforma и финансового маркетплейса «Сравни» (есть у «Ъ»), мерами воспользовались 77% российских руководителей МСБ. Однако предприниматели применяли и внутренние ограничения в целях экономии средств.
«Начиная с мая мы отмечаем оживление рынка и рост интереса к кредитованию как от обычных пользователей, так и от представителей МСБ — динамика трафика в раздел для получения кредита для МСБ во втором квартале 2022 выросла на 20% по сравнению с первым кварталом 2022 года»,— прокомментировал данные генеральный директор «Сравни» Сергей Леонидов.
Наиболее популярные меры господдержки среди бизнесменов — кредиты по льготным ставкам (21%), кредитные каникулы (16%), поручительства (15%), льготный лизинг (11%) и факторинг (11%).
Самые востребованные суммы по кредитованию — 1 млн рублей (27%), 5 млн рублей (21%), 3 млн рублей (20%). Запрашиваемые суммы повысились в этом году, в 2021 году они были такими — 1 млн рублей (30%), 500 тыс. рублей (20%) и 3 млн рублей (19%).
Кредитование для бизнеса наиболее часто применяли предприниматели из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Уфы, Новосибирска, Владивостока.
Среди внутренних процессов по экономии средств МСБ значатся:
- сокращение премий (26%);
- сокращение кадров (24%);
- выдача оплачиваемых и неоплачиваемых отпусков (14%);
- воспользовались аутсорсом (19%);
- сокращение объемов работ (34%).
Только 5% респондентов не вносили ограничительные меры в бизнес.
В связи с внутренними ограничениями у компаний пали выручки:
- сокращение на 10-20% — почти у половины респондентов;
- на 30% — почти у трети;
- на 30-50% — у 13% опрошенных;
- более 50% — у 9%.
На фоне специальной военной операции МСБ столкнулся с ограничениями: ушло большинство иностранных поставщиков, усложнились схемы оплаты, уменьшилось число клиентов.
Еще больше новостей — в Telegram-канале «Коммерсантъ».