Вольные каменщики
Почему возник дефицит квалифицированных рабочих на стройках Кубани
На стройках Кубани не хватает рабочих. В последнее время в дефиците каменщики, бетонщики, сварщики и отделочники. Дисбаланс спроса и предложения на рынке вакансий строительной отрасли эксперты объясняют тем, что соискатели ищут лучшие для себя условия работы и зарплатные предложения. Определенное влияние на отрасль оказал отток иностранной рабочей силы с начала пандемии коронавируса. Эксперты отмечают наметившийся у соискателей тренд на поиск экономически стабильного работодателя.
Все профессии нужны
По данным департамента строительства Краснодарского края, в настоящий момент в муниципальных центрах занятости открыто порядка 3490 вакансий строительных специальностей. Самыми востребованными являются рабочие: стройкам не хватает 2543 электрогазосварщиков, битумщиков, вагранщиков, копровщиков, машинистов паровых машин и локомобилей, бетонщиков, подсобных рабочих и пр. На втором месте инженерно-технический персонал — 940 вакансий, среди которых: ведущий инженер отдела, инженер по качеству, инженер-сметчик, геодезист, начальник участка и пр. Меньше всего строительные компании региона нуждаются в руководителях — центры занятости предлагают всего 14 вакансий для директоров, главных инженеров, прорабов и пр.
Дефицит квалифицированных рабочих на стройках Кубани отмечает и руководитель пресс-службы hh.ru Юг Алена Манохина. По ее словам, о ситуации с кадрами можно судить по данным hh.индекса, который показывает дефицитность специалистов через отношение количества активных резюме к вакансиям. Чем ниже этот индекс — тем ниже конкуренция среди соискателей.
«Если говорить о строительной отрасли Кубани — в последние годы здесь наблюдается острый дефицит специалистов. По итогам июня за одно предложение в этой сфере конкурируют до двух кандидатов, в то время как по рынку в целом в регионе на одну вакансию претендуют от пяти до шести человек»,— говорит госпожа Манохина.
По данным hh.ru, в первом полугодии 2022года на региональном рынке труда больше остальных были востребованы такие специалисты строительной сферы, как разнорабочие (3,6% от общего числа предложений в этой области), машинисты экскаватора и погрузчика (3,5%), сварщики и электрогазосварщики (3%), инженеры ПТО (2,9%), электромонтеры, электромонтажники и специалисты по охране труда (по 1,7%), прорабы и мастера строительно-монтажных работ (СМР) (1,5%), электрики (1,3%) и слесари-сантехники (1%).
При этом в разрезе вакансий можно отметить одну явную тенденцию, отмечает Алена Манохина: «Если годом ранее в приоритете у работодателей были специалисты инженерных направлений, то сегодня фокус сместился на линейный персонал. Например, доля предложений для рабочих в 2021году составляла 1,6% от их общего количества в строительной области, а сейчас она достигла показателя в 3,6%. В то же время год назад было 3,7% предложений о работе для инженеров ПТО, а сейчас их только 2,9%. В два раза в 2022году сократилась доля предложений для прорабов и мастеров СМР — с 3,1до 1,5%. Выросла потребность в машинистах экскаватора и погрузчика — с 1,2до 3,5%».
HR-директор строительной компании «ССК» Юлия Влащенко говорит, что предложения вакансий на строительном рынке региона сейчас значительно превышают спрос: «Отрасль в Краснодарском крае очень активно развивается и растет, нуждаясь в большом количестве квалифицированных специалистов. Требуются специалисты всего строительного цикла, в том числе инженерно-технические работники, большая нехватка рабочих специальностей (каменщик, бетонщик, отделочник)».
Как показывает анализ вакансий hh.ru, на самые высокие заработные платы могут рассчитывать машинисты экскаватора и погрузчика — средний уровень предложений здесь составляет 90тыс. руб. Претендовать на доход до 40тыс. руб. могут электромонтеры и электрики, прорабам предлагают среднюю оплату труда в размере 70тыс. руб., сварщикам — 65тыс. руб.
Сами мы местные
По данным Краснодарстата, на текущий момент в строительных организациях региона трудится 72,6тыс. человек, или 109,1% к аналогичному периоду 2021года. Как рассказала Алена Манохина, согласно резюме соискателей сферы «Строительство, недвижимость», 96% из них — жители Краснодарского края. В числе остальных 4%: соискатели из Москвы (11%), Санкт-Петербурга (5%), Омска (4%), Ростова-на-Дону и Волгограда (по 3%).
Количество иностранных мигрантов в строительной отрасли Краснодарского края в первом полугодии 2022года увеличилось на треть, рассказали “Ъ-Кубань” в региональном управлении МВД РФ. «По данным на конец июня, на территории края в строительной сфере осуществляли трудовую деятельность порядка 32тыс. иностранных граждан. В первом полугодии 2021года — около 21тыс. иностранцев»,— говорят в ведомстве.
По словам директора по аналитике, исследованиям и DS в Работа.ру Елены Артемьевой, с начала пандемии наметился тренд к переезду иногородних кандидатов в свои города постоянного проживания, что в первую очередь затронуло отрасль строительства, где было много приезжих, работавших вахтой. Но в первую очередь, отмечает эксперт, это затронуло Москву и Санкт-Петербург, и в меньшей степени — Краснодар.
«На численность работающих в строительстве значительное влияние оказал отток иностранцев, который начался весной 2020года, из-за чего отрасль стала испытывать серьезный дефицит кадров»,— говорит госпожа Артемьева.
Основная доля мигрантов на стройках – это рабочие из центральной части Средней Азии, отмечают застройщики. «Сложно отрицать нашу зависимость от иностранных рабочих. Она очевидна. К сожалению, жители края неохотно откликаются на вакансии рабочих строительных специальностей. Это тенденция, сформированная годами»,— констатирует на условиях анонимности представитель одной из строительных организаций края.
В строительной компании «Ромекс-Кубань» рассказали, что доля мигрантов составляет около 10% от численности сотрудников компании.
Тенденция к выбору работодателя
Дефицит кадров в строительной отрасли девелоперы также объясняют общей тенденцией на рынке труда, которая сформировалась во время пандемии коронавируса — запрос на удаленку и гибкий рабочий режим.
Как рассказали в пресс-службе ООО «Ромекс-Кубань», сегодня соискатели в большинстве своем не желают официально вступать в трудовые отношения и работать по 40часов в неделю. Они хотят иметь больше свободного времени и гибкий график. «Так как сфера строительства предложить такие условия не может, многие представители рабочих профессий, ориентируясь на наш опыт, предпочитают работать курьерами»,— отмечают в компании.
Решение проблемы представители отрасли видят в возможности карьерного роста, высокой оплате труда и уверенности в работодателе и своей работе.
В то же время, по словам Елены Артемьевой, тенденция к поиску удаленной работы не оказала значительного влияния на переходы соискателей из отрасли строительства куда-либо, потому что для подавляющего большинства работающих в этой сфере аналогичная удаленная работа невозможна, а для работы удаленно по другой специальности нужны чаще всего совершенно другие навыки. Поэтому, отмечает эксперт, представителям рабочих профессий такое поведение свойственно в меньшей степени.
«Мы видим, что в Краснодарском крае, несмотря на тенденцию к снижению числа резюме в строительстве, по-прежнему много людей ищут работу каменщиками, плотниками, малярами, штукатурами, электриками и претендуют на прочие профессии, связанные со строительством. Индекс напряженности (соотношение резюме к вакансиям) здесь доходит до 10–16претендентов на вакансию по отдельным профессиям. То есть у работодателя явно есть выбор. Другой вопрос — насколько зарплатные ожидания и условия работы, предлагаемые работодателями, подходят тем, кто ищет работу. Это связано с оплатой труда: зарплаты маляров и штукатуров сопоставимы, а иногда уступают зарплатам курьеров и водителей. Нельзя сказать, что в отрасли есть массовый исход людей на другие рабочие профессии, скорее есть тенденция к более тщательному выбору работодателя, так как по всем опросам на первое место при поиске работы вышла стабильность будущего работодателя, а на втором — оплата труда»,— рассказала представитель Работы.ру.
Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале