«Мы не сможем конкурировать с таким монстром»

В Челябинской области выступили против создания единого оператора наружной рекламы

Представители рекламной отрасли Челябинской области раскритиковали новый законопроект о создании в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Челябинские предприниматели заявили о рисках монополизации рынка из-за рассматриваемых в Госдуме поправок в федеральный закон о рекламе. Авторы законопроекта считают, что это позволит защитить граждан от размещаемой «недружественными странами» информации. По мнению рекламщиков, принятие этого закона приведет к росту безработицы, позволит монополисту игнорировать региональные правила размещения рекламы. Обращение к губернатору Алексею Текслеру с просьбой направить в Госдуму пакет поправок к спорному законопроекту подписали более 1,2 тыс. представителей рекламной отрасли региона.

Челябинские рекламщики уверены, что тысячи работников отрасли могут лишиться работы

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Представители малого и среднего бизнеса, работающие в сфере наружной рекламы в Челябинской области, выступили против рассматриваемых в Госдуме поправок в федеральный закон «О рекламе». По мнению предпринимателей, в случае их принятия рынок будет монополизирован новой структурой — Единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений. Об этом представители отрасли заявили на круглом столе в законодательном собрании региона, в котором также приняли участие члены областного парламента и муниципальные депутаты.

15 июля Госдума приняла спорный законопроект в первом чтении. Он вводит понятие «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений», которому передаются полномочия по формированию схемы цифровых рекламных конструкций и их размещению. Организация получает право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 30 лет без процедуры торгов и без обязанности соблюдать ГОСТ «О наружной рекламе». Требования законопроекта не распространяются на пользователей соцсетей, размещающих объявления о реализации товаров и услуг от имени физических лиц. «Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере — это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба РФ и российским юридическим и физическим лицам»,— говорится в пояснительной записке к документу.

Председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств Челябинской области «АРКА» Андрей Лубягин отметил, что единый оператор будет контролировать деятельность по размещению рекламных конструкций, при этом на него не будут распространяться требования и ограничения, связанные с безопасностью дорожного движения и объектами культурного наследия. «Он сам будет выбирать схему размещения своих конструкций, осуществлять деятельность на основании договора с федеральной властью, заключать контракты без проведения торгов, без каких-либо согласований на 30 лет. Последствия этого законопроекты нам, как отрасли наружной рекламы, очевидны. Мы не сможем конкурировать с таким монстром, с такими условиями, которые ему предоставят»,— считает Андрей Лубягин. Глава рекламной ассоциации полагает, что, обладая такими полномочиями, единый оператор может испортить облик центральной части Челябинска размещением конструкций в неподходящих местах.

«Этот оператор никак не будет зависеть от того, что происходит в наших городах. Он будет сам по своему усмотрению решать, что красиво, что хорошо, что плохо, что должно быть, а что нет. Наша цель, как операторов наружной рекламы, не дать принять этот законопроект либо изменить его так, чтобы понятие “монопольный единый оператор” исчезло из этих поправок»,— комментирует Андрей Лубягин.

Необходимость доработки законопроекта поддержал депутат законодательного собрания Челябинской области Евгений Илле. «От лица законодательного собрания могу сказать, мы считаем, что законопроект нужно дорабатывать, он сырой. Для этого есть первое чтение, второе чтение для обсуждения. В принципе, сами формулировки многие вызывают у нас вопросы»,— отметил парламентарий.

Депутат собрания Миасса, директор рекламного агентства Neo Павел Логинов напомнил, что во многих городах региона установлен дизайн-код. «Сегодня в Челябинске и большинстве муниципалитетов утвержден дизайн-код. Этот законопроект говорит: “Нам не интересен ваш дизайн-код, мы будем основываться на своем видении”. Как они будут основываться, никому не понятно. Они будут иметь право поставить рекламную конструкцию в любом месте, куда они захотят. Не забываем также о транспорте, который является муниципальным, Никакие ГОСТы и требования этот, уже понятно, московский оператор не будет соблюдать»,— считает Павел Логинов. По его мнению, для рынка наружной рекламы также губительна передача полномочий по утверждению цен на размещение конструкций единому оператору.

Более 1,2 тыс. представителей отрасли наружной рекламы из Челябинской области подписали обращение к главе региона Алексею Текслеру с просьбой содействовать принятию поправок к федеральному законопроекту. Копия документа есть в распоряжении «Ъ-Южный Урал». Авторы обращения указали, что монопольный оператор быстро захватит лидирующие позиции на рынке, и услуги других компаний окажутся невостребованными, из-за чего тысячи людей потеряют рабочие места. По их словам, организация будет контролировать содержание размещаемых рекламных материалов, что существенно усложнит для региональных и муниципальных властей процедуру информирования населения.

«Исходя из вышеизложенного, полагаем, что из закона необходимо исключить институт единого оператора, регулирование классифайдов, а поставленной цели можно будет достигнуть за счет ограничения иностранного участия в капитале наружной рекламы по аналогии с ограничениями, характерными отрасли СМИ, проработки обязательных требований к ПО, используемому при размещении цифровой рекламы»,— говорится в обращении. Его авторы попросили губернатора сформировать и направить в Госдуму РФ проект поправок к законопроекту с учетом интересов участников рекламного рынка региона.

Михаил Бычков

Вся лента