Очищение через концессию
«РВК-Воронеж» готов вложить в ЛОС почти 13 млрд рублей
Концессионер водоканалов и водопроводов Воронежа «РВК-Воронеж» (входит в ГК «Росводоканал») представил концессионную инициативу по развитию Левобережных очистных сооружений (ЛОС). Давно интересовавшаяся этим активом компания планирует взять объект в управление на 49 лет и вложить за это время 12,9 млрд руб. При этом инвестор может получить от мэрии 2,2 млрд руб. на погашение займов, взятых на обновление и строительство инфраструктуры. Эксперты не ждут интереса к ЛОС со стороны других участников рынка и напоминают об опасности сильного роста коммунальных тарифов.
Проект концессионного соглашения между ООО «РВК-Воронеж» и мэрией о модернизации Левобережных очистных сооружений был опубликован в конце июля. Заявки от других претендентов принимаются до 14 сентября, итоги планируется подвести на следующий день. «Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица»,— указано в конкурсной документации.
РВК, следует из проекта, направил концессионную инициативу в администрацию еще 28 июня. Компания намерена вложить в строительство и модернизацию ЛОС 12,9 млрд руб. в ценах соответствующих лет (показатель рассчитывается с учетом инфляции). Кроме того, еще 2,2 млрд должна софинансировать мэрия. В ценах 2022 года и без НДС сумма инвестиций концессионера составляет 8,1 млрд руб. Управлять объектом РВК планирует в течение 49 лет.
Основной объем инвестиций концессионера придется на 2024–2039 годы, также указаны вложения в последний год действия соглашения — 2071-й. При этом 6,6 млрд в ценах соответствующих лет компания намерена вложить со второго по восьмой годы реализации проекта, остальные расходы примерно в равных долях запланированы с 14-го по 49-й год. С 9-го по 12-й год частных инвестиций не предполагается. Мэрия Воронежа, в свою очередь, будет софинансировать проект в течение 12 лет, со второго по 13-й год действия соглашения.
Для реализации проекта концессионер может привлечь заемные средства «финансирующей организации» и Фонда ЖКХ. При этом выделяемые властями средства инвестор должен направить «на финансирование части затрат по уплате процентов по займам»: для банка в объеме превышения ставки 6%, но не более 12%; для Фонда ЖКХ — в объеме превышения ставки 3%, но не более 12%. Концессионная плата по соглашению не предусмотрена.
Объем выручки концессионера, по расчетам РВК, превысит 1 млрд руб. с шестого года работы (на восьмой запланирован наибольший показатель — 2,8 млрд). При этом с 14-го по 24-й год выручка снова будет менее 1 млрд, а затем и до конца действия соглашения опять превысит эту отметку.
Концессионеру предстоит создать восемь новых объектов и реконструировать 13 старых. Среди подлежащих модернизации указаны нежилые здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. Построить планируется вытяжную вентиляцию с системой газоочистки здания решеток, дополнительные радиальные первичные и вторичные отстойники, новую канализационно-насосную станцию перекачки осветленной воды, цех механического обезвоживания, блок доочистки, каталитическую установку сжигания осадков сточных вод, а также систему охраны периметра.
В пользование концессионер также получит 99 объектов недвижимого имущества (различные сооружения, аэротэнки, канализации, резервуары для ила и воды, песколовки, вторичные отстойники и прочее), 255 объектов движимого имущества (от трубопроводов до клапанов) и семь земельных участков общей площадью 47,6 га. Недвижимость была построена в 1964–2014 годах, возраст движимого имущества варьируется от 1963 до 2020 года.
Планируется, что доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, достигнет нулевого значения с девятого года действия соглашения. Со второго по восьмой год показатель указан в 100%.
Проблемой ЛОС власти занимаются с осени 2018 года, когда неприятный запах от них начал распространяться до центра Воронежа. Собственников предприятия не раз критиковал губернатор Александр Гусев, даже выезжавший на объект. К делу подключались и правоохранительные органы: прокуратура требовала построить цех обезвоживания осадка, а СКР возбуждал уголовное дело по факту загрязнения воздуха.
Господин Гусев также допускал смену владельцев: «Если эти люди не будут исполнять обещанного, будем поддавливать их проверками и штрафами, вынуждать их отказаться от объекта, либо кому-то продав его, либо кому-то уступив». Об интересе к ЛОС со стороны «РВК-Воронеж» стало известно в августе 2019 года. Тогда сумму сделки собеседники «Ъ-Черноземье» оценивали в сумму менее 100 млн руб. В декабре 2020 года в «РВК-Воронеж» заявили «Ъ-Черноземье» о принципиальном одобрении сделки примерно на 250 млн руб. Однако прошлым летом областные власти изменили схему выкупа ЛОС, решив, что сначала объект приобретет мэрия, а уже затем отдаст его в концессию. В марте 2022 года город получил активы за 291,8 млн руб.
В июле до суда дошло дело о мошенничестве генерального директора ООО «Левобережные очистные сооружения» Игоря Житарюка, которому вменялось получение от некоей компании 2 млн руб. по договору на прием для очистки сточных вод, которые сбрасывались в магистральный трубопровод канализации. В том же месяце Росприродназдор через суд взыскал с предприятия 725,7 млн руб. ущерба, причиненного водохранилищу в результате сброса загрязняющих сточных вод. В июне природоохранное ведомство потребовало оплатить 5,9 млрд ущерба.
Доцент кафедры экономики липецкого филиала Воронежского экономико-правового института, бывший зампред правительства Орловской области по инфраструктуре Игорь Тиньков предполагает, что на конкурс вряд ли выйдет кто-либо еще из коммунальных игроков: «Когда документация заточена под конкретную компанию, она, как правило, и выигрывает. В этом случае нельзя говорить о том, что ситуацию контролирует рынок».
При этом, подчеркивает эксперт, власть также частично теряет контроль. «По моему мнению как человека, давно занимающегося муниципальным хозяйством, коммунальные хозяйства должны быть в руках государства, региона или муниципалитета. В ином случае власти не могут полностью контролировать объекты ЖКХ, и при какой-либо неудаче виноватыми все будут считать именно чиновников»,— поясняет господин Тиньков.
Эксперт также напоминает, что за реализацией концессионных проектов в сфере ЖКХ нередко следует значительное повышение тарифов на коммунальные услуги. «Конечно, регионы могут сдерживать тарифную политику. Но часто бизнес убеждает власти, что без серьезного повышения обновление инфраструктуры не будет идти нужными темпами»,— считает Игорь Тиньков.