Потребительская неактивность
Оборот розничной торговли в Татарстане сократился
Потребительская активность в Татарстане остается ниже, чем в 2021 году, когда в регионе продолжали действовать ограничения из-за COVID-19. Так, по итогам июня 2022 года оборот розничной торговли в республике сократился на 5% к уровню аналогичного месяца прошлого года. Жители республики стали меньше покупать непродовольственные товары, а вот траты на питание, наоборот, увеличились. Эксперты считают, что такая ситуация характерна сейчас для всех регионов страны.
Оборот розничной торговли республики в июне 2022 года составил 101,2 млрд руб. Это на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные вчера представил Татарстанстат. Сокращение потребительской активности наблюдается в регионе третий месяц. В апреле падение торгового оборота достигало 10%, в мае — 8,3%. По итогам первого полугодия сокращение объемов торговли составило 2,7% и достигло 581 млрд руб.
Жители Татарстана значительно сократили траты на непродовольственные товары, следует из доклада Татарстанстата. Оборот торговли ими в июне упал на 12,7% к соответствующему периоду прошлого года и составил 53,1 млрд руб. В апреле сокращение составляло 18%. По итогам шести месяцев оборот сократился на 6,6%.
Траты на продукты питания, наоборот, выросли. Оборот торговли пищевыми продуктами в июне 2022 года составил 48,1 млрд руб., что на 3,4% больше, чем за такой же месяц в прошлом году. По итогам первого полугодия рост составил 2,5%.
Выручка предприятий общественного питания также меньше, чем в 2021 году, когда бары и рестораны находились под ограничениями из-за COVID-19, в том числе не могли работать в ночное время. В июне 2022 года оборот общепита составил 4,2 млрд руб., что на 0,8% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Максимальное сокращение в том году наблюдалось также в апреле — на 7%. В то же время за счет положительной динамики в первом квартале в целом по итогам полугодия выручка общепита немного увеличилась — на 0,3%.
Рынок платных услуг продолжает восстанавливаться после пандемии. Его объем в июне достиг 24,7 млрд руб. Рост за год составил 2,7%. А по итогам полугодия объем рынка увеличился на 6,7%. В частности, по итогам прошлого месяца значительно увеличились объемы услуг туристических агентств, а также гостиниц и культурных учреждений. Объем бытовых услуг в июне увеличился на 3,5%, за первое полугодие — на 13%. Здесь наилучшую динамику показывают услуги саун и парикмахерских. В то же время сразу на 18% сократился объем услуг по ремонту обуви, на 17,3% — по изготовлению мебели, на 8,1% — услуг фотоателье, на 5,2% — прокат автомобилей, в том числе каршеринг. Продолжает сокращаться выручка бюро ритуальных услуг (в июне — на 5,2%).
«Если смотреть на статистику по стране, то некоторое охлаждение спроса в продовольственном и непродовольственном секторе наблюдается повсеместно»,— говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Однако он считает, что «Татарстан находится сейчас в более выигрышной позиции, если сравнивать со многими другими регионами России». «Это связано с тем, что в республике широко развито собственное производство и внутренний рынок. Относительный спад продиктован несколькими факторами. В первую очередь сезон отпусков и дач неизменно снижает спрос по всем категориям товаров. Во-вторых, собственное подсобное хозяйство граждан сейчас дает урожай, и это уменьшает объем спроса в магазинах. Ко всему прочему население в летний период перераспределяет финансовые затраты в пользу отдыха, откладывая покупки непродовольственных товаров до осени»,— заключает эксперт.