«Нам придется идти и заниматься чем-то другим»
Председатель АРКА Андрей Лубягин о рисках создания единого оператора наружной рекламы
Госдума рассматривает законопроект по внесению поправок в закон о рекламе, согласно которому должен быть создан рекламный монстр-монополист, который будет на территории РФ, в любом субъекте и муниципалитете осуществлять деятельность, связанную с наружной рекламой. А именно размещать свои рекламные конструкции на тех местах, на которых ему захочется. Никто ни в одном субъекте, ни в одном муниципалитете не сможет на это повлиять — вся работа будет отдана на откуп некой федеральной структуре, никакого отношения к местным властям не имеющей. Этот оператор будет обладать полномочиями, связанными как с самой рекламной деятельностью, так и с контролем над ней.
На действия этого оператора не будут распространяться требования, связанные с безопасностью дорожного движения, ограничения, связанные с размещением наружной рекламы на памятниках культурного наследия. Он сам будет выбирать схему размещения своих конструкций, осуществлять деятельность на основании договора с федеральной властью, заключать контракты без проведения торгов, без каких-либо согласований на 30 лет. Вот суть этого законопроекта. Последствия нам как отрасли наружной рекламы очевидны. Мы не сможем конкурировать с таким монстром, с такими условиями, которые ему предоставят.
Нам неоднократно говорили: «Но это же только цифровые рекламные носители. Вы же занимаетесь рекламой на всех рекламных носителях». Но цифровые носители — это локомотив наружной рекламы, то, что сейчас в первую очередь работает.
Второе, этот монстр будет забирать все лучшее, что сейчас есть. Два года Челябинск освобождался от наружной рекламы. Центр города практически сейчас пуст. Это место было расчищено для этого монстра, который сейчас придет и начнет устанавливать рекламные конструкции на те места, где они уже стояли? Соответственно, нам придется идти и заниматься чем-то другим. Да, мы, в принципе, деловые люди. Мы найдем себе применение. Но у нас есть работники — люди, которые практически всю жизнь отдали этой работе, которые должны уйти и заниматься чем-то другим.
На мой взгляд, самое важное для нас то, что этот единый оператор никак не будет зависеть от того, что происходит в наших городах. Он будет сам по своему усмотрению решать, что красиво, что хорошо, что плохо, что должно быть, а что нет.
Наша цель как операторов наружной рекламы не дать принять этот законопроект либо изменить его так, чтобы понятие «монопольный единый оператор» исчезло из этих поправок.
Насколько нам известно, обсуждение этого законопроекта происходит сейчас во всех субъектах РФ, а во всех субъекты направлены запросы из Госдумы с просьбой дать оценку этому законопроекту. Сегодня даны отрицательные заключения от Татарстана, Свердловской и Московской области. Если треть регионов даст отрицательное заключение, Госдума должна будет рассмотреть вопрос об отзыве законопроекта.
Как я понимаю, законодательное собрание Челябинской области тоже может выступить с инициативой к господину Володину, с письмом, в котором попросит разъяснить или обосновать то, что заложено в законопроект. А именно, почему у региона отбирают те доходы, что они имеют, забирают имеющиеся полномочия? В заключение хочу сказать, что этот законопроект показателен: сегодня монополия коснулась наружной рекламы, завтра — магазинов, общественного транспорта.