Строй-машина
Крупнейшим акционером АМЗ стал его гендиректор
Крупный российский производитель горно-шахтного оборудования — ОАО «Александровский машиностроительный завод» (АМЗ) близко к выходу из финансового кризиса. Как стало известно «Ъ-Прикамье», основным акционером АМЗ стал бизнесмен Артур Маркарян, в мае этого года возглавивший предприятие. Ранее завод контролировался семьей председателя совета директоров АМЗ Геворга Меграбяна. АМЗ под руководством нового гендиректора уже удалось договориться о мировом соглашении с ФНС по долгам в размере почти 1 млрд руб. Сам он планирует полностью обеспечить загрузку предприятия до конца 2023 года. Эксперты полагают, что в условиях ухода с рынка иностранных поставщиков горно-шахтного оборудования у АМЗ есть перспектива увеличить загрузку производства.
О смене основного акционера ОАО «Александровский машиностроительный завод» «Ъ-Прикамье» рассказали источники в промышленной отрасли. По их данным, контрольный пакет акций теперь принадлежит Артуру Маркаряну, который в мае стал генеральным директором предприятия.
Артур Маркарян подтвердил «Ъ-Прикамье», что стал основным владельцем акций АМЗ. По данным «Ъ-Прикамье», на начало июля ему принадлежало более 47% акций, у прежних владельцев ОАО — семьи Меграбян — 44% (41% у Геворга Меграбяна и 3% — у его сына Гагика Меграбяна, бывшего гендиректора). Еще 3% акций АМЗ принадлежат пенсионеру Валентину Ильиных, еще одному бывшему топ-менеджеру АМЗ.
В перспективе пакет акций Артура Маркаряна должен вырасти до 60%. «Документы уже подписаны, в ближайшее время мы ожидаем исполнения ряда условий»,— сообщил господин Маркарян.
Сумму сделки новый акционер не раскрывает. «Стоимость любого актива оценивается с учетом объема имеющихся долгов. Так как долги завода на момент сделки были значительными, а чистые активы находятся в отрицательных значениях, то стоимость приобретаемых акций имела соответствующие корректировки»,— пояснил «Ъ-Прикамье» биснесмен.
54-летний Артур Маркарян, по данным «СПАРК-Интерфакс», имеет девелоперский бизнес в Москве, является единственным учредителем ООО «Скандинавия девелопмент». В 2001–2003 годах был директором по финансам и экономике ПАО «Уралкалий», в 2003–2006-м возглавлял финансово-экономический блок компании «Еврохим». В 2008–2009-м — независимый член совета директоров ГК «Рамблер», с 2011 года входил в совет директоров крупнейшего российского подрядчика — АО «Стройтрансгаз».
ОАО «АМЗ» — один из старейших заводов России, с 1822 года специализируется на выпуске горно-шахтной и горнорудной техники. Выпускает ленточные конвейеры для транспортировки каменного угля, различных руд, строительных сыпучих материалов, калийных, фосфатных и прочих удобрений, пищевой соли. Выручка ОАО в 2021 году — 127 млн руб., чистый убыток — 103 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», кредиторская задолженность ОАО в 2021 году составляла 1,187 млн руб. (в 2020-м — 1,73 млрд руб.).
Проблемы у предприятия возникли в 2015 году, когда контрагенты стали обращаться в арбитражный суд края с исками о признании ОАО несостоятельным. Всего по делу обратились около 30 заявителей, но никому не удалось добиться введения процедуры банкротства — всякий раз ответчик добровольно погашал задолженность. Сложности начались, когда осенью 2015 года в дело вступило АО «Газпромбанк». В конце 2018 года права требования долга «Газпромбанка» в сумме 363,3 млн руб. перешли к столичному АО «Строймонтаж».
Новый владелец заявил «Ъ-Прикамье» о намерении вернуть позиции в отрасли. «АМЗ всегда был флагманом в своей отрасли. Стратегическая задача — вернуть заводу позиции лидера»,— сказал господин Маркарян. По словам бизнесмена, до конца ноября будет сформирована новая производственная программа предприятия, она предполагает его полную загрузку к концу 2023 года.
Артур Маркарян рассказал также, что завод намерен реализовать ряд проектов модернизации производства, в частности перейти на технологию литья в формы на основе холодно-твердеющей смеси. «По нашим планам, уже через 12–15 месяцев мы должны производить не менее 300 тыс. тонн жидкого металла в месяц, а не позднее чем через 24 месяца перейти на технологию ХТС»,— сообщил он. Точную сумму инвестиций господин Маркарян не назвал, отметив, что для «создания предприятия, которое выпускает продукцию мирового уровня, необходимо вложить не менее 2 млрд руб.».
Господин Маркарян уточнил, что АМЗ расположен на севере Пермского края, где находится крупнейшее в мире месторождение хлористого калия. «Эта близость, а также традиционные производственные связи создают идеальные условия для развития партнерских отношений и удовлетворения спроса со стороны калийщиков»,— пояснил он. «Наш завод поставляет свою продукцию „Уралкалию“, мы активно взаимодействуем с Верхнекамской калийной компанией (входит в „Акрон“), а также планируем вернуться к сотрудничеству с Усольским калийным комбинатом. Все перечисленные компании предъявляют высокие требования к закупаемому оборудованию. Задача АМЗ — стать поставщиком номер один для этих трех предприятий»,— добавил гендиректор АМЗ.
С бывшим гендиректором АМЗ Гагиком Меграбяном вчера связаться не удалось: он не ответил «Ъ-Прикамье» по известному редакции мобильному телефону.
Новый владелец смог достичь договоренностей с крупнейшим кредитором АМЗ — Федеральной налоговой службой. 22 июня этого года суд утвердил мировое соглашение между АМЗ, кредитором — ООО «Спецтехстрой» (контролируется семьей Меграбян), а также с ФНС, долги предприятия перед которой превышают 935 млн руб. С двумя кредиторами ОАО «Александровский машиностроительный завод» должно расплатиться в июне 2025 года. Исполнение мирового соглашения перед Федеральной налоговой службой обеспечивается залогом недвижимого имущества предприятия. «Решение вопроса с налоговыми органами стало результатом слаженной работы правительства края, руководства ФНС России и УФНС по Пермскому краю»,— отметил Артур Маркарян.
На судебном заседании представители завода пояснили, что практически со всеми кредиторами достигнуты договоренности о заключении мировых соглашений по погашению задолженностей на аналогичных условиях. Кроме того, достигнуты соглашения с представителями ресурсоснабжающих организаций.
Экс-министр промышленности Пермского края Дмитрий Теплов полагает, что у АМЗ есть перспективы расширения производства горно-шахтного оборудования, поскольку из-за обоюдных санкций иностранные производители покидают российский рынок, а эта продукция «импортозамещается». «Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией налоговые органы охотнее идут на реструктуризацию задолженности,— заметил он.— Надеюсь, завод сможет расплатиться с долгами». Эксперт говорит также, что к горно-шахтному оборудованию предъявляются высокие требования, в том числе в плане лицензирования и сертификации. «У завода большой опыт работы в этой сфере, поэтому, думаю, шансы получить часть профильного рынка у него есть»,— считает господин Теплов.