AAK сбрасывает жиры
Шведская компания избавилась от доли в петербургском производителе маргарина
Холдинг AAK продал контроль в петербургском предприятии «Маргарон», выпускающем маргарины и жиры для пищевой промышленности. Принадлежавшая шведской компании доля, рыночная стоимость которой оценивается в сумму до 2 млрд рублей, перешла к ее партнеру по бизнесу — Евгению Маношкину. Спрос на ингредиенты со стороны хлебопекарной и кондитерской промышленности стабилен, но в случае возникновения дефицита комплектующих объем их закупок может снизиться, предупреждают эксперты.
Производящий растительные масла и жиры холдинг AAK продал 75% в ООО «Маргарон», следует из данных ЕГРЮЛ. С июля его единственным собственником является Евгений Маношкин, которому ранее принадлежало 25% предприятия. В «Маргароне» оставили вопросы “Ъ” для Евгения Маношкина без ответа, в AAK также не прокомментировали сделку.
«Маргарон» был основан в 2005 году. Предприятие выпускает маргарины и жиры для кондитерских и хлебопекарных предприятий на заводе в промзоне «Парнас» в Санкт-Петербурге. Выручка «Маргарона» в 2021 году выросла на 69,2%, до 3,4 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась в пять раз, до 169,9 млн рублей, указано в kartoteka.ru.
AAK получила контроль в «Маргароне», с которым сотрудничала на протяжении более десяти лет, в 2020 году. Сделка предусматривала опцион на выкуп оставшихся 25% предприятия при достижении определенных целей, отмечали в AAK, не раскрывая подробностей. В марте шведский холдинг объявил об остановке поставок в Россию на фоне военной операции на Украине, а в апреле объявил об уходе с местного рынка, на который приходилось около 3% его продаж в натуральном выражении. Прекращение работы в России, где у AAK также есть сбытовая компания, может обойтись в 300–350 млн шведских крон (1,8–2,1 млрд рублей по текущему курсу), сказано в его сообщении. Чистые продажи AAK в 2021 году составили 35,4 млрд шведских крон (210 млрд рублей), операционная прибыль — 2 млрд шведских крон (11,9 млрд рублей). Акции холдинга торгуются на Стокгольмской фондовой бирже, основным владельцем AAK является шведская инвестиционная компания Melker Schorling.
Рыночную стоимость контрольной доли в «Маргароне» можно оценить в 1–2 млрд рублей, считает партнер «НЭО Центра» Игорь Мытник. Но условия сделки могли быть далеки от рыночных, поскольку продажа является вынужденной и обусловлена санкционным давлением и ограниченными сроками выхода, отмечает он. Теоретически стороны могли согласовать условия обратного выкупа долей, но данный сценарий выглядит маловероятным, рассуждает господин Мытник.
Маргарины и жиры активно используются производителями хлебобулочных изделий, говорит президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. Это растущий рынок объемом около 900 млрд рублей, на котором увеличивается потребление сырья и ингредиентов, объясняет он. Хлебобулочные изделия являются товаром первой необходимости, поэтому даже в самые сложные периоды их продажи снижаются незначительно, подчеркивает гендиректор Infoline Иван Федяков.
В кондитерской отрасли также не стоит ожидать существенного спада, поскольку в кризисные периоды потребители начинают заедать стресс, объясняет господин Федяков. Но при этом многие крупные производители сладостей уходят от использования маргарина в пользу пальмового масла, а в премиальном сегменте отдают предпочтение кокосовому маслу, указывает источник «Ъ-СПб» в отрасли.
По словам господина Кацнельсона, в сегменте жиров и маргаринов российские компании занимают лидирующие позиции и производят конкурентоспособную продукцию. Но в полном объеме компенсировать уход из страны иностранных игроков будет непросто, предупреждает господин Федяков. На производственных показателях в пищевой промышленности может негативно сказаться нехватка импортных комплектующих и оборудования, от которых существует зависимость даже при изготовлении таких базовых продуктов, как хлеб, отмечает эксперт. В связи с этим важно договариваться о продолжении сотрудничества с зарубежными компаниями, которые пока не потеряли интерес к работе в России, резюмирует господин Федяков.