Без чувства долга
Жители Черноземья в первой половине 2022 года становились банкротами на 30% чаще
В Черноземье в первом полугодии 2022-го продолжился существенный рост числа признанных банкротами жителей и индивидуальных предпринимателей. По данным ЕФРСБ, число признанных несостоятельными резидентов макрорегиона выросло в диапазоне с 25% (Воронежская область) до 79% (Курская). Вместе с тем росло и число новых исков — на физлицах государственный мораторий на банкротства практически не сказался. Эксперты считают, что динамику определяет «ситуация в экономике», но отмечают, что число захотевших стать банкротами уже после начала спецоперации можно будет объективно подсчитать только в 2023-м.
В первой половине 2022 года в Черноземье продолжился рост числа признанных банкротами физических лиц и индивидуальных предпринимателей, свидетельствуют данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, «Федресурс»).
Существеннее всего число жителей, в отношении которых местный арбитражный суд за первое полугодие ввел процедуру реализации имущества (в этот момент физлицо официально признается банкротом), выросло в Курской области. Если по итогам января—июня 2021 года их было 693, то за аналогичный период нынешнего года — 1239, на 79% больше. Следующей по динамике идет Тамбовская область. Там число появившихся за полугодие новых банкротов выросло на 64%, с 456 до 746 человек.
В других регионах Черноземья количество физлиц-банкротов увеличилось несколько менее заметно. 30% составила динамика в Белгородской (1911 банкротов вместо 1465 в первом полугодии 2021-го) и Орловской (372 вместо 286) областях. Белгородчина остается антилидером в Черноземье по абсолютному числу граждан-банкротов. В Липецкой области показатель вырос на 29%, с 898 до 1158 человек. А наименьшую динамику банкротств продемонстрировала Воронежская область — 25%, с 906 до 1135 банкротов за полугодие.
Число новых физлиц-банкротов в макрорегионе показало рост к и без того крайне высокой базе 2021 года. Тогда, например, в Липецкой области количество новых банкротств выросло сразу в два с половиной раза к 2020-му.
В первом полугодии 2022 года суды признавали банкротами преимущественно тех физлиц, иски о несостоятельности которых подавались в течение 2021-го. Сейчас, судя по картотеке арбитража, число новых исков осталось примерно на уровне прошлого года, несмотря на действующий мораторий на банкротство, который защищает как юрлица, так и физлиц от исков их кредиторов, но при этом не препятствует самобанкротству.
К примеру, как подсчитал «Ъ-Черноземье», за июль 2022-го в арбитражный суд Воронежской области было подано 375 заявлений о самобанкротстве физлиц, тогда как годом ранее, когда мораторий не действовал,— около 450 исков о банкротстве и жителей, и компаний.
Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин подтверждает рост числа новых исков в течение 2022 года и отмечает, что мораторий на банкротства практически никак не повлиял на физлиц. «Традиционно 95% из них банкротятся по собственному заявлению и только 5% — по иску кредитора.
В бизнес-практике ситуация диаметрально противоположная. Самобанкротств — около 10%. В итоге, хотя мораторий распространяется и на физлиц, процедуры по ним как шли, так и идут»,— говорит господин Просвирин. Он полагает, что рост числа процедур «продиктован только экономической сиутацией»: «Мы тонем, а значит, и количество банкротств возрастает».
«Как правило, процедура банкротства физлица от подачи иска до начала реализации имущества длится не меньше шести месяцев. Поэтому сегодня мы видим статистику, которая в подавляющем большинстве отражает иски, поданные еще до специальной военной операции, полгода назад и позднее. А итоги тех исков, которые подаются сейчас, мы увидим в конце 2022-го — начале 2023 года»,— полагает господин Просвирин.
Арбитражный управляющий, директор воронежского филиала СРО «Авангард» Игорь Вышегородцев, напротив, не согласен, что рост числа банкротов стоит рассматривать как индикатор изменения благосостояния жителей Черноземья.
«У тех, кому банкротство необходимо, чтобы очиститься от долгов по множеству небольших кредитов, экономическое положение было непростым и раньше. Сегодняшние факторы вряд ли ухудшили его еще сильнее,— считает господин Вышегородцев.— На мой взгляд, продолжающийся рост говорит о повышении финансовой грамотности должников и успешной популяризации института банкротства физлиц в целом. У интересующихся этой процедурой людей становится меньше предрассудков к так неприятно звучащему слову "банкротство", наоборот, появляется понимание, что это единственный цивилизованный и безопасный способ решить проблемы с долгами».
Господин Вышегородцев добавил, что динамика банкротств физлиц в 2022 году поддержала и представителей юридической отрасли, рисковавших лишиться существенной части заработка после введения моратория.
«Для тех коллег, кто занимался банкротствами компаний, это решение государства стало фактически запретом на профессию, пусть временным — но неоплачиваемым. Многие управляющие в этих условиях переключились на работу с физлицами, где спрос только растет»,— заключил эксперт.