К портам расшивают пути
Какие крупные железнодорожные проекты реализуют в Краснодарском крае
В рамках национального проекта по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры в Краснодарском крае реализуется проект развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна. Согласно планам, суммарная провозная способность участков к ним увеличится до 152 млн тонн по итогам 2030 года. Крупными проектами по строительству железнодорожной инфраструктуры занимаются как государственные компании, так и частный бизнес
От Поволжья до Кубани
Один из самых крупных инвестиционных проектов РЖД на Юге России — строительство подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. В 2007 году началось строительство вторых путей от станции имени Максима Горького в Волгограде до Таманского полуострова на Кубани, часть этого проекта — 65-километровая новая двухпутная электрифицированная линия обхода Краснодарского железнодорожного узла, которую ввели в эксплуатацию в 2019 году. Как отметили в СКЖД, благодаря строительству железнодорожного участка Козырьки—Гречаная транзитный грузопоток, проходивший через Краснодар, теперь направляется в обход, что позволяет улучшить транспортную и экологическую ситуацию в столице Кубани.
Еще одним этапом масштабного проекта стало открытие двухпутного участка Тихорецкая—Козырьки, которое состоялось в январе текущего года. Укладка второго пути протяженностью 62 км стала финальным звеном в создании двухпутного коридора от Поволжья до Кубани. Всего за время реализации этого проекта уложено около 900 км вторых путей на направлении от станции имени Максима Горького до Таманского полуострова.
«Благодаря вводу в эксплуатацию вторых путей по участку стало возможным пропускать в два раза больше поездов — до 96 пар в сутки. Старт двухпутного движения увеличил участковую скорость более чем на 25%, привел к сокращению сроков доставки грузов, повышению среднего веса поезда до 7100 тонн и позволил оптимизировать технологию организации перевозок»,— отметили в СКЖД.
На станциях и перегонах участка Тихорецкая—Козырьки было уложено около 75 км пути, обустроено почти 70 км контактной сети, возведено четыре моста и два путепровода. Модернизирована инфраструктура пяти станций. Работы на участке продолжаются, в 2022 году предстоит завершить реконструкцию станций Бурсак и Тихорецкая.
Объем инвестиций в модернизацию объектов инфраструктуры СКЖД в 2021 году составил 29 млрд руб. Помимо строительства двухпутного участка Тихорецкая—Козырьки (объем инвестиций в прошлом году — 9,8 млрд руб.), средства были вложены в ремонтно-путевые работы по модернизации 200 км железнодорожного пути в Ростовской области, Краснодарском крае и Республике Дагестан. В частности, на участке Армавир—Туапсе в ноябре 2021 года был завершен капитальный ремонт пути в Малом и Среднем петлевых тоннелях.
По мнению учредителя инвестиционной компании «Плечко групп» Ростислава Плечко, на фоне возросшего санкционного давления, развитие железнодорожной инфраструктуры и строительство подходов к портам Азово-Черноморского бассейна — очень перспективный инвестиционный проект РЖД, реализация которого способствует увеличению экспорта и импорта с дружественными странами. «Благодаря большому объему инвестиций, порядка 30 млрд рублей в прошлом году, работы ведутся довольно быстрыми темпами, увеличивается пропускная способность железнодорожных путей, а значит и перевозится большее количество грузов»,— рассказал предприниматель.
Частная концессия
Сегодня в России также ведется работа по привлечению частного бизнеса к строительству транспортной инфраструктуры, есть такие проекты и сфере железнодорожного транспорта. Так, в августе прошлого года компания «ОТЭКО» построила объекты первой в России частной железнодорожной концессии к порту Тамань.
Соглашение о реализации проекта было подписано с Федеральным агентством железнодорожного транспорта в 2016 году на Петербургском международном экономическом форуме. В соответствии с концессионным соглашением ОТЭКО построила железнодорожные пути, контактную сеть и совокупность технических средств для обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к обгонному пункту 22-й километр и на примыкании к железнодорожной линии Вышестеблиевская—Тамань-Пассажирская в районе 29-го километра. Электрификация путей позволила обеспечить проезд железнодорожных составов без необходимости смены электротяги на автономную и сократить время в пути.
В ЖД-инфраструктуру ОТЭКО входят более 200 км путей, 78 км из которых электрифицированы, станции «Железный рог» и «Панагия», парк из 23 маневровых локомотивов. Работу ЖД-комплекса ОТЭКО обеспечивают две электрические подстанции общей мощностью 100 МВт. Как отмечают в компании, учитывая объемы отгрузки, специфику продукции и большие расстояния от грузоотправителей до порта, автотранспорт проигрывает железной дороге, которая наиболее экономически выгодна и эффективна.
«Первоначально компания организовала доставку грузов в порт на наливной терминал по собственной железной дороге необщего пользования — построила ее, конечно же, за свой счет. Ее протяженность — 35 км, от станции Вышестеблиевская до порта Тамань, а провозная мощность — до 20 млн тонн в год. Однако нам требовался совсем другой масштаб: в планах был запуск терминала навалочных грузов на 70 млн тонн в год. В рамках концессионного соглашения мы также за свой счет построили примыкание внутрипортовых путей к магистральной железной дороге, которые передаются в собственность государства. Концессия выгодна обеим сторонам: мы получили увеличение пропускной способности, а государство — развитие железнодорожной сети за счет частных инвестиций»,— рассказал директор по развитию ОТЭКО Сергей Бадиковский.
По его словам, любая частная концессия — признак экономического роста территории, производственного оживления. Она сообщает, что бизнес готов развиваться. «Обращает на себя внимание количество концессий, которые были заключены в последние годы: это и Северный широтный ход, строительство железнодорожных линий Элегест—Кызыл—Курагино, Обская—Салехард—Надым и другие, поменьше, но не менее важные»,— заключил Сергей Бадиковский.
Для бизнеса очень актуальна быстрая и надежная логистика, поэтому предприниматели будут заинтересованы в заключении концессионных соглашений, считает Ростислав Плечко. «Юг страны всегда был и остается ключевой точкой для экономики, здесь развит агропромышленный комплекс, из-за увеличения интереса к внутреннему туризму продолжает развиваться туристическое направление, обеспечение территорий товарами — первоочередная задача, которая может быть решена за счет развития железнодорожной сети»,— сообщил он.
Модернизация новороссийского узла
В марте стало известно, что заниматься строительством железнодорожных парков и развитием станции Новороссийск будет московская компания АО «Бамтоннельстрой-мост» («БТС-Мост»), которая выиграла соответствующий тендер. Стоимость контракта составила 14,1 млрд руб.
Согласно данным ФКУ «Ространсмодернизация», проект подразумевает строительство станции в районе разъезда 9-го километра СКЖД, железнодорожных парков, развитие железнодорожной станции Новороссийск, а также дальних подходов.
Работы, согласно условиям контракта, должны быть выполнены до конца лета 2024 года. Разработка проектной и рабочей документации —завершиться в течение 11 месяцев с момента заключения контракта. Средства будут выделены из федерального бюджета.
По данным «СПАРК Интерфакс», АО «Бамтоннельстрой-мост» зарегистрировано в 2001 году в Москве. По опубликованным данным на 2015 год, собственником компании было предприятие «СК Мост Холдинг Лимитед», зарегистрированное на Кипре. Основным видом деятельности компании является строительство мостов и тоннелей. В 2021 году выручка предприятия составила 10,1 млрд руб., прибыль — 10 млн руб. Как сообщали СМИ, «БТС-Мост» являлся подрядчиком на строительстве российской части трансграничного железнодорожного моста Россия—Китай через реку Амур. Его сдали в апреле текущего года.
Читайте нас в Telegram