Транзит в Калининград закрывается
Россия и Литва пока не нашли решения, как продолжить поставки товаров после 1 сентября
Отказ литовских банков с 1 сентября принимать оплату за транзит в Калининград по Литовским железным дорогам приведет к полной остановке транзита продукции, в том числе несанкционной, и проблемам с транзитными пассажирскими перевозками. ОАО РЖД предупреждает, что не сможет рассчитываться за проход пассажирских поездов — сейчас это три поезда в сообщении с Москвой, Санкт-Петербургом и Адлером и один сезонный. По мнению МИД РФ, объяснение Вильнюса, состоящее в том, что власти не имеют права вмешиваться в деятельность независимых банков, несостоятельно и опровергается практикой. Власти Калининграда предлагают открыть для ОАО РЖД счет в казначействе Литвы, чтобы оплачивать услуги железных дорог страны.
Решение литовского Шяуляй-банка, который уполномочен осуществлять расчеты за транзит по Литовским железным дорогам (ЛЖД), прекратить с 1 сентября обслуживание российских контрагентов выльется в полную остановку железнодорожного транзита в Калининград. «Отсутствие возможности оплачивать подразумевает не только закрытие транзита санкционных грузов — полное закрытие транзита в принципе»,— предупредил глава Калининграда Антон Алиханов в ходе дискуссии клуба «Валдай» о перспективах транзита.
Железнодорожный и автомобильный транзит в Калининград санкционных с точки зрения ЕС товаров был остановлен Литвой с 18 июня (см. «Ъ» от 21 июня). 13 июля были опубликованы разъяснения Еврокомиссии, после которых железнодорожный транзит был возобновлен. Автомобильный остался под запретом, а по железной дороге сейчас ЕС пропускает санкционные грузы в соответствии с лимитом, который рассчитывается по каждой номенклатуре на основании средних показателей за 2019–2021 годы.
На сегодняшний день, говорит господин Алиханов, уже исчерпаны установленные лимиты на перевозки железнодорожным транспортом части номенклатур грузов, например отдельных видов железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений, антифриза, леса.
Кроме того, в лимитах не учтен портландцемент в объеме 180–200 тыс. тонн в год, который регион закупал в Белоруссии. «Этот расчет не учитывает вообще никак те грузы, которые перевозились автомобильным транспортом до санкционных ограничений,— добавляет он.— По оперативным данным наших таможенных органов, автотранспортом в 2021 году в Калининградскую область с основной территории России было ввезено порядка 400 тыс. тонн грузов, которые попали под санкционные запреты ЕС, а вывезено было порядка 100 тыс. тонн грузов».
При этом ситуация может осложниться при отказе банков Литвы от приема платежей за транзит. Как сообщил директор департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО РЖД Антон Козлов, монополия считает, что Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении предусматривает закрытый перечень оснований, по которым может быть отказано в перевозке, и отказ от обслуживания платежей за транзит туда не входит.
«Определенные решения этой ситуации коллеги-грузоотправители находят, но транзит в Калининград — это не только транзит грузов, но и транзит пассажиров,— сказал господин Козлов.— И у нас ходят три пассажирских поезда: в сообщении с Москвой, Петербургом и Адлером, они очень востребованы. И, более того, мы назначили на сезон дополнительный поезд в сообщении с Москвой, который ходит несколько раз в неделю. И нам нужно абсолютно понятное, четкое решение, как нам, ОАО РЖД, рассчитываться за транзит этих поездов с Литовскими железными дорогами».
Впрочем, Антон Козлов отметил, что планируемый отказ банков от платежей за транзит лежит вне сферы компетенции Литовских железных дорог: «И, как нам показалось, коллеги сами не получают большого удовольствия от сложившейся ситуации».
Официальный Вильнюс, сообщил чрезвычайный и полномочный посол, посол по особым поручениям МИД РФ Алексей Исаков, «активно эксплуатирует тезис о якобы отсутствии у него возможности влиять на решения своих банковских структур и вмешиваться в их дела». «Такие попытки прикрыться аргументами о независимости банков не выдерживают критики,— сообщил он.— Могу сказать, что, работая послом России в Литве, я неоднократно был свидетелем того, как при желании власти страны весьма эффективно демонстрируют имеющиеся у них возможности воздействия и убеждения в отношении действующих в стране банковских структур». Сейчас в Вильнюсе искусственно обостряют проблемы финансового обслуживания перевозок, добавил он: «Буквально вчера министр иностранных дел Габриелюс Ландсбергис в заявлении национальному телевидению LRT, по сути, переложил на Россию всю ответственность за поиск способов оплаты услуг по калининградскому транзиту».
Антон Алиханов предложил решить проблему с платежами путем оплаты услуг Литовских железных дорог через казначейство Литвы. «Если вдруг они не могут заставить литовские банки работать с нами — пусть заставят сами себя,— сказал он.— Давайте, в конце концов, откроем счет в казначействе Литвы — пусть ОАО РЖД откроет такой счет, и мы будем оплачивать эти платежи в отношении Литовских железных дорог через их казначейскую систему». По его словам, при полном прекращении транзита Россия «справится с перестановкой этих грузов на морскую составляющую» — для этого необходимо вдвое увеличить количество работающих сейчас судов, но возникнут сложности с перевозкой людей.