Осужденным присматривают вакансии

Какую работу могут предложить отбывающим наказание в исправительных центрах

Общественная организация «Деловая Россия» узнает у предпринимателей в регионах, готовы ли они принять на работу заключенных. Речь идет о тех осужденных, которые отбыли большую часть срока и выбрали смягчение режима в виде исправительных работ. Они проживают в специальных центрах, трудятся на местных предприятиях и зарабатывают деньги. Им можно видеться с семьей и даже выбираться в город. Впрочем, заключенные все равно остаются под наблюдением, пусть и не таким строгим, как в колонии.

Фото: Хуберт Голстейн, Коммерсантъ

Полковник внутренней службы ФСИН в отставке Александр Маланкин считает, что реализация идеи таких центров неидеальная. По его словам, заключенные неохотно выбирают соответствующий вариант наказания: «Оптимальнее создавать эти исправительные центры при крупных предприятиях. Государству это выгодно: они позволяют избежать влияния тюремной субкультуры, поскольку осужденный там работает.

После работы у него есть немного времени на личные дела, и он, допустим, к 22:00 должен явиться в этот исправительный центр. Человек работает — сам себя кормит. Плюс у него есть средства для того, чтобы выплачивать иски, алименты. Здесь уже этот вопрос решается автоматически».

Среди возможных работодателей для заключенных в «Деловой России» называют организации в сфере строительства, материального производства и сельского хозяйства. Как отмечает омбудсмен по правам предпринимателей Юрий Осипенко, привлечение осужденных благоприятно влияет на их дальнейшую судьбу: «Давайте так, это упаковка, швейка, изготовление скобяных изделий как минимум. На самом деле при достаточной воле можно было бы говорить и об организации более сложных производств. И надо отметить, что в советское время они существовали.

Для некоторых людей, попавших туда впервые и не имевших какой-то настоящей профессии, есть возможность получить рабочую специальность, которая сегодня, как это ни парадоксально, и на гражданке-то в дефиците.

От поклейки обоев до нанесения штукатурки, укладки камня, кирпича. Есть случаи, когда заключенные работали на рядом стоящем мясокомбинате, то есть их туда доставляли специальным автобусом, и под надзором они работали. В общем, дело благое, и, наверное, это нельзя называть использованием труда заключенных».

Правозащитники тем временем озабочены недостаточным общественным контролем при разработке нового механизма трудоустройства заключенных, рассказал “Ъ FM” вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников: «К проверке этих исправительных центров не подключили независимых правозащитников, хотя такая инициатива даже мной лично была предложена Минюсту.

Многие другие тоже предлагали смотреть за тем, чтобы из этого учреждения получилось что-то вменяемое и современное. К сожалению, правоохранительные органы и ФСИН дали понять, что разберутся сами, но так быть не должно. Абсолютно закрытая система создает опасный прецедент.

У РЖД, насколько мне известно, уже заключено соответствующее соглашение с Федеральной службой исполнения наказаний. При Александре Калашникове даже начали отправлять определенное количество заключенных в Сибирь, в том числе и на строительство Байкало-Амурской магистрали. Кто в тайге будет следить за соблюдением прав этих граждан? Когда будут готовы пускать независимых правозащитников и менять ситуацию, чтобы искоренить пытки, тогда будет результат».

Идея о замене тюремного срока на исправительные работы стала активно обсуждаться с лета 2021 года. На тот момент глава ФСИН Александр Калашников предложил заменять трудовых мигрантов заключенными. В январе 2022-го президент Владимир Путин поддержал эту инициативу.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Артемий Поляков

Вся лента