Регулятор объяснился с банками

Кого касается указ о приостановке операций с иностранной валютой

Центробанк разъяснил новый указ президента России Владимира Путина о валютных ограничениях. Документ позволяет подсанкционным банкам не проводить операции в валюте недружественных стран. Но касается это только денег на счетах индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Более того, как уточнил регулятор, право не выполнять обязательства перед клиентами будет лишь у тех кредитных организаций, которые попадут под ограничения после 8 августа.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Банк России отметил, что указ президента стимулирует бизнес не держать средства в «токсичных» валютах, иначе риски будут нести сами компании. При этом на прошлой неделе Центробанк опубликовал доклад, в котором назвал своей целью ускорение девалютизации экономики. Однако считать меру, прописанную в президентском указе, финальным этапом этого процесса не стоит, считает независимый экономический эксперт Семен Новопрудский:

«Совершенно понятно, что невозможно вообразить такие санкции, при которых совсем не будет товарооборота между Россией и тем же Евросоюзом или США. Другое дело, что Банк России хочет подстраховаться, чтобы не было так же, как, например, с частью золотовалютных резервов. В этом смысле все эти решения продиктованы тем, чтобы на всякий случай упредить возможность блокады денег компаний в тех банках, которые могут попасть под санкции, хотя они и так введены почти против всех. По крайней мере, против большинства крупнейших российских кредитных организаций, имеющих внешнеторговые отношения.

Полной девалютизации пока нет. Ведь все еще остаются валютные вклады, счета, в России юридически не запрещены валютные кредиты. Более того, даже есть некие валютные послабления. Так, компании могут оставлять валютную выручку за пределами РФ. Что касается граждан, с 1 июля мы можем переводить до $1 млн. на счета за пределами страны. Есть понятные действия, которые могут совершаться в валютах недружественных стран как гражданами, так и компаниями».

Впрочем, указ президента может насторожить иностранных партнеров российского бизнеса, говорит первый министр экономики России Андрей Нечаев. Не исключено, что зарубежные компании посчитают меру первым шагом к запрету расчетов в валюте, полагает он: «Например, компании торгуют с какими-то западными партнерами, которые расплачиваются с ними в евро, долларах, фунтах или швейцарских франках.

Предложение перейти на рубли или юани может вызвать некоторое недопонимание или скепсис, как это было в случае с газом. Они просто уйдут к другим поставщикам, и мы не получим никакую валюту. Зачем нам лишние приключения? Если мы говорим про какие-то товары типа газа, где все-таки это, условно, естественная монополия, то это одно. А если это какой-нибудь металлопрокат, значит, они пойдут и купят его в Индии».

Сейчас под международными санкциями оказались крупнейшие российские банки. Под самыми жесткими, блокирующими ограничениями США находятся Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Открытие» и еще восемь кредитных организаций. Их корсчета и прочие активы заблокированы, а сотрудничество с ними грозит иностранным компаниям вторичными санкциями.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Хорушевский

Вся лента