Не по московскому пути

Ульяновск готовится стать хабом для грузов из Китая

Ульяновская область планирует развивать успешный опыт организации прямого контейнерного поезда из Китая и в дальнейшем стать центром перевозки грузов из Поднебесной для регионов ПФО, разгрузив московское направление. Предполагается, что в дальнейшем основной терминал будет построен на территории портовой особой экономической зоны «Ульяновск», и главным инвестором станет ОАО «РЖД».

Станция «Ульяновск-3» вскоре уже не будет успевать обслуживать увеличивающееся количество контейнерных поездов

Фото: Корпорация развития Ульяновской области

Во вторник поздно вечером в Ульяновск прибыл третий прямой контейнерный поезд из китайской провинции Сычуань, доставивший в 50 вагонах-контейнерах продукцию китайских предприятий по заказам предприятий Ульяновской области и соседних регионов, среди грузов как товары ширпотреба, так и станки и оборудование. Это уже третий прямой контейнерный поезд с июня этого года.

Как ранее сообщал „Ъ“, логистический маршрут Ульяновск — Китай регулярного контейнерного поезда был организован по поручению Алексея Русских для поддержки региональных производителей в условиях санкций и сложившейся экономической ситуации. В правительстве региона считают, что реализация проекта «обеспечит стабильность в поставках продукции для нужд предприятий Ульяновской области и соседних регионов, а также значительно сократит сроки доставки товаров и издержки», «реализация проекта в перспективе позволит Ульяновской области претендовать на формирование на ее территории полноценного логистического центра ПФО».

Фактически создание регулярного логистического сообщения с Китаем в виде прямого контейнерного поезда — это проект правительства Ульяновской области. Несмотря на то, что пока разгрузка поезда ведется на станции «Ульяновск-3» (Правобережье, Засвияжский район Ульяновска), оператором проекта по принципу «от двери до двери» и услугами таможенного оформления для ульяновских компаний является АО «Портовая особая экономическая зона „Ульяновск“» (ПОЭЗ, Левобережье, Чердаклинский район Ульяновской области, примыкает к международному аэропорту «Ульяновск-Восточный»).

Если на начальном этапе предполагалось, что прямой контейнерный поезд будет прибывать в Ульяновск один раз в два месяца, то сейчас, как пояснил „Ъ-Волга“ гендиректор ПОЭЗ «Ульяновск» Олег Барабанов, в месяц ожидается три-четыре поезда, планируется, что к концу года количество контейнерных поездов из Китая увеличится до восьми. «Раньше все грузы из Китая шли через два погранперехода — через Забайкальск или Достык (Казахстан) в Москву, а уже потом из Москвы — автомобильными или железнодорожными контейнерами направлялись в Ульяновск, Самару, Казань. Но в Москве уже все терминалы забиты, там большие пробки, таможенники работают чуть ли не на износ. Все это дополнительные потери времени и дополнительные затраты. Сейчас перед нами задача — переориентировать грузопотоки, убрать лишнее транспортное плечо, сделать Ульяновск, имеющий удобное географическое положение, хорошим транспортным узлом», — сказал гендиректор ПОЭЗ. Переориентация грузопотоков, по словам господина Барабанова, ведет к значительному снижению затрат для получателей грузов (в среднем, стоимость доставки одного сорокафутового контейнера ниже на $1 тыс. в сравнении с доставкой до Москвы) и к сокращению в два-три раза времени доставки груза. Поезд, пришедший в ночь на 10 августа, шел 10 дней. «Это рекордный срок», — сказал Олег Барабанов.

Но, по его словам, станция «Ульяновск-3» может принимать не более восьми контейнерных поездов в месяц, региону же требуется «в разы больше, в перспективе до 40-50 поездов в месяц». Поэтому сейчас совместно с АО «РЖД» прорабатывается вариант прокладывания железнодорожной ветки от станции «Чердаклы» до ПОЭЗ (около 8 км по прямой) и строительства на территории ПОЭЗ ж/д терминала.

В принципе, к ПОЭЗ (и аэропорту Ульяновск-Восточный) уже подходит железнодорожная ветка от станции «Верхняя терраса» Ульяновска (20 км). Однако она сейчас является частной (собственность АО «Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта», ППЖТ), что, по словам господина Барабанова, ведет к дополнительным платежам по достаточно высоким тарифам ППЖТ, дополнительным потерям времени (сейчас даже топливо для самолетов выгоднее завозить автотранспортом), и «посредник в виде ППЖТ уже никак не укладывается в экономику проекта». По информации „Ъ-Волга“, сейчас создается рабочая группа с АО «РЖД», чтобы провести транспортно-логистический аудит, и когда маршрут контейнерного прямого поезда из Китая выйдет на необходимые для РЖД показатели, будет принято решение о строительстве железнодорожной ветки по концессионному соглашению. По мнению Олега Барабанова, такое решение будет принято уже до конца года. Не исключено, что в концессионное соглашение может войти и строительство терминала на территории ПОЭЗ. Впрочем, руководство ПОЭЗ полагает, что и найти инвестора на строительство терминала также будет возможно. Между тем необходимые склады на территории ПОЭЗ уже имеются — это и склад компании «Т1», и строящиеся сейчас на территории ПОЭЗ четыре корпуса новых производственно-складских помещений общей площадью 30 тыс. кв. метров.

Господин Барабанов считает, что с появлением железнодорожной ветки РЖД и строительством терминала логистические преимущества ПОЭЗ повысят и инвестпривлекательность зоны. Кроме того, по его словам, если сохранится статус аэропорта Ульяновск-Восточный, то это приведет и к дальнейшему развитию проекта мультимодальных перевозок (автомобильные, железнодорожные, авиационные), что в свою очередь даст импульс к дальнейшему развитию аэропорта. В дальнейшем к проекту мультимодальных перевозок может добавиться и речной транспорт (ПОЭЗ продолжает реализацию проекта присоединения к ней территории 30 га бывшей базы мостоотряда и причальной стенки на левом берегу Волги (в непосредственной близости от железнодорожной ветки). В свою очередь режим свободной таможенной зоны, действующий на территории ПОЭЗ, окажет свое положительное влияние на развитие получателей грузов — резидентов особой экономической зоны.

Еще в 2019 году губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на ПМЭФ заявил о намерении создать на базе ПОЭЗ Ульяновск «крупнейший транспортно-логистический мультимодальный комплекс для перевалки международных грузов» и предлагал наделить ПОЭЗ статусом зоны свободной торговли.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента