Метротрамвай вышел на аукцион

Стартовал поиск подрядчика строительства первой линии скоростного транспорта в Челябинске за 49,5 млрд рублей

В Челябинске объявлен тендер на проектирование и строительство первой линии метротрамвая «Север — Юг». Начальная цена контракта составляет 49,5 млрд руб. Протяженность линии составит почти 9,5 км, из которых 7,1 км — подземные пути. Все работы должны завершиться до конца 2025 года. На реализацию проекта достройки челябинского метро с интеграцией в трамвайную сеть регион получит инфраструктурный бюджетный кредит почти 73 млрд руб. Одни эксперты ожидают, что метротрамвай увеличит ВВП России за счет экономии времени челябинцев в пути, другие полагают, что эффект будет скорее социальным, чем экономическим.

Протяженность линии «Север — Юг» составит почти 9,5 км

Фото: Андрей Перечицкий, Коммерсантъ

Объявлен тендер на проектирование и строительство первой линии скоростного транспорта в Челябинске «Север — Юг». Заказчиком выступает АО «Челябинский метротрамвай» (принадлежит Челябинской области в лице министерства промышленности и природных ресурсов региона). Начальная цена контракта составляет 49,5 млрд руб. Объявление о тендере опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок.

Заявки на участие в торгах принимаются до 16 августа. В этот же день планируется определить победителя. С будущим подрядчиком заключат договор жизненного цикла, предусматривающий разработку проектной документации со всеми необходимыми изысканиями и выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ по объекту. В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области уточнили «Ъ-Южный Урал», что протяженность линии «Север — Юг» составит почти 9,5 км, из которых 7,1 км — подземные пути. Она соединит северо-запад и Металлургический район с железнодорожным вокзалом. Подрядчику предстоит построить два подземных остановочных пункта «Площадь Революции» и «Торговый центр», подземные пешеходные переходы, проложить перегонные тоннели и оборудовать участки примыкания к трамвайной сети в районе остановок на улицах Каслинской, Косарева и Овчинникова. Строительно-монтажные работы должны начаться в 2023 году и завершиться до конца 2025 года.

Создание скоростного транспорта в Челябинске ведется в рамках проекта по завершению строительства метрополитена, который возводят с 1992 года, с интеграцией в существующую трамвайную сеть. Весной прошлого года проект представил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. На первом этапе планировалось построить две линии — «Север — Юг» и «Запад — Восток», которые свяжут уже построенную станцию метро «Комсомольская площадь» с центром города. Протяженность этой ветки в подземной части составляет около 4 км. По мнению руководства региона, метротрамвай может стать альтернативой личному транспорту челябинцев, а также благоприятно повлияет на экологическую ситуацию в городе.

Полтора года назад предполагалось, что сумма инвестиций в проект составит около 46 млрд руб. Сейчас размер финансирования существенно вырос. Минстрой РФ выделил Челябинской области инфраструктурный бюджетный кредит 73 млрд руб. на реализацию проектов создания метротрамвая и обновление трамвайной системы с заменой подвижного состава.

Некоторые эксперты считают, что создание линий скоростного транспорта в Челябинске может иметь высокую социально-экономическую эффективность. «Важнейшим социально-экономическим эффектом реализации данного проекта является монетизированный эффект экономии времени в пути экономически активного населения, который составил за всю эксплуатационную стадию реализации инфраструктурного проекта 20,8 млрд руб. Прирост валового внутреннего продукта РФ в связи с экономией времени в пути при реализации инфраструктурного проекта составит 51,6 млрд руб.»,— рассчитали в аудиторской компании «Авуар». Кроме того, еще одним важным социальным эффектом аналитики считают повышение безопасности дорожного движения.

Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что с точки зрения экономики этот проект вряд ли когда-нибудь окупится. «Фактором успешной реализации проекта является выделение инфраструктурного кредита. Без него экономическая модель не позволит привлечь ни частное, ни бюджетное финансирование. Здесь есть риски, связанные со сроками и стоимостью. Это проект высокой сложности, и объективно смета может быть превышена. В то же время с точки зрения окупаемости этот вопрос уходит на второй план. Очевидно, что экономической окупаемости тут не будет»,— говорит эксперт.

Юлия Гарипова

Вся лента