Градус напряжения
В Татарстане продажи алкоголя за первое полугодие оказались рекордными за последние девять лет
В Татарстане продолжается рост потребления алкоголя с начала 2022 года. По итогам первого полугодия объемы продаж выросли на 6% к аналогичному периоду прошлого года — до 2,75 млн дал. Показатель стал рекордным с 2013 года. По мнению экспертов, потребление растет на фоне «психологического кризиса» в стране, усилившегося с началом спецоперации РФ на Украине.
Согласно отчету Госалкогольинспекции, в январе–июне 2022 года в Татарстане было реализовано 2,75 млн дал алкогольной продукции. Это на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда на территории региона было продано 2,61 млн дал.
В 2022 году продажи алкоголя выросли во всех муниципалитетах республики. Наибольший рост зафиксирован в Пестречинском (+19%), Верхнеуслонском (+17%), Новошешминском (+16%) и Тукаевском (+15%) районах. В Лаишевском и Кайбицком районах продажи увеличились на 13%, в Спасском — на 12%. В Набережных Челнах реализация алкоголя выросла на 5%, в Казани — на 4%. Самый небольшой прирост отмечается в Тюлячинском и Мамадышском районах — на 2%.
Результаты первого полугодия оказались рекордными за последние девять лет, поскольку в последние годы наблюдалось сокращение продаж алкоголя в регионе. Минимальное значение зафиксировано в 2015 году, тогда за первое полугодие было продано 2,57 млн дал спиртных напитков. В 2013 году реализация за первое полугодие превысила 2,97 млн дал.
Власти Татарстана неоднократно высказывали озабоченность сокращением продаж алкоголя в республике, полагая, что местное население переходит на потребление контрафактной продукции. Так, на совещании в Госалкогольинспекции республики в январе этого года было заявлено, что республиканские власти намерены стимулировать открытие в небольших деревнях магазинов с крепким алкоголем, чтобы уменьшить продажи незаконного спиртного. «Основная причина сложившейся ситуации — это уменьшение магазинов в сельской местности»,— указывал вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин.
По итогам 2021 года в Татарстане было реализовано 5,62 млн дал алкогольной продукции, сокращение продаж составило 0,7%, а в ряде районов объемы реализации упали до 10%. При этом падение продаж алкоголя, произведенного в республике, оказалось более ощутимым — 3%, а объемы реализации республиканской водки (правительство контролирует холдинг «Татспиртпром») сократились на 5%. Глава Госалкогольинспекции Жаудат Ахметханов отмечал, что в итоге с «Татспиртпромом» была достигнута договоренность, чтобы водка в магазинах в деревнях отпускалась по минимальной установленной законодательством цене. Это должно было помочь «избежать продажи алкоголя с рук, в том числе самогона и суррогата», указывал господин Ахметханов.
А в марте 2020 года власти Татарстана решили увеличить официальное время продажи алкоголя в магазинах республики на три часа. Согласно принятому Госсоветом республики закону, теперь торговые точки могут продавать спиртное с 8:00 до 23:00, как это предусмотрено федеральным законом, а действовавшее местное ограничение на реализацию напитков с 22:00 до 10:00 было отменено. Депутаты объяснили свое решение «увеличением санкционного воздействия иностранных государств», полагая, что дополнительное время позволит увеличить поступления в бюджет региона от акцизов на алкоголь.
«С 2020 года в России идет постепенный рост потребления алкоголя»,— говорит директора Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз, который связывает эту тенденцию с началом пандемии COVID-19. «Раньше средний класс отдыхал за рубежом, где выпивал огромные объемы алкоголя, а с 2020 года он вынужден отдыхать в России. Теперь эти объемы выпиваются здесь»,— поясняет он. Кроме того, он отмечает, что пандемия вызвала «социально-экономический кризис», а «кризис всегда ведет к росту потребления алкоголя».
По словам господина Дробиза, в 2021 году объемы алкоголя стабилизировались в связи со снятием ограничений по коронавирусу. «В принципе, никакого бы роста алкоголя в 2022 году не было, если бы на плечах пандемийного кризиса не въехал новый — из-за боевых действий на Украине»,— отмечает эксперт. Вадим Дробиз добавляет, что этот кризис «прежде всего, психологический», который привел к росту продаж антидепрессантов, а «алкоголь — самый массовый антидепрессант». «Все население переживает: кто поддерживает и кто не поддерживает»,— указывает господин Дробиз.
Рост потребления на 6% он считает «нормальным». «Ну, пил человек 100 грамм водки в день, теперь пьет — 106 грамм»,— говорит господин Дробиз. Он полагает, что решение властей Татарстана увеличить время продажи алкоголя на объемы потребления не повлияло. «Это просто создает удобные условия для покупки алкоголя. Когда сокращают время продаж, да, на первом этапе есть рост в других каналах, пока люди привыкают к этому. Но когда расширяют время, то уже не происходит рост продаж по этой причине. Все равно больше, чем ему надо, человек не выпьет»,— заключил Вадим Дробиз.