Много воды утекло
Твердая косметика как фактор экономии
«Коммерсантъ Стиль» рассказывает, какой бывает безводная косметика и поможет ли она сократить потребление одного из главных жизненных ресурсов.
Изменение климата в сторону глобального потепления невозможно не заметить: практически ежегодно горят леса в Австралии, странах Африки и в России. Из-за частых летних засух мелеют реки — этот год не стал исключением. Так, этот июль стал самым засушливым за последние шесть десятилетий для многих стран Европы. Власти призывают граждан по максимуму экономить воду.
Известно, что самые жаркие годы пришлись на период с 2000 года (ведение записей началась с 1880 года). По данным ООН, температура во всем мире продолжает ежегодно расти. Эксперты единогласно говорят, что в глобальном потеплении виноваты люди.
Изменение климата влечет за собой другую проблему — увеличение водопользования, которое растет в два раза быстрее, чем население, за последнее столетие. ВОЗ прогнозирует, что уже через три года половина населения мира будет жить в районах с нехваткой воды.
Вода и индустрия красоты
Типичный шампунь может содержать до 90% воды в составе, сыворотка для лица — до 70%. Неудивительно, что косметические бренды переосмысливают традиционные формулы косметических продуктов. Так, появляются шампуни и кондиционеры в виде шайб или брусков, твердые дезодоранты и средства для умывания, маски и порошки, кремы для тела и сыворотки для лица. «Безводную косметику делать непросто. Например, твердые продукты требуют дополнительного охлаждения и нарезки. Также при изготовлении может случиться миграция пигментов и красителей, что приведет к неравномерному цвету конечного продукта. Кроме того, сухие продукты вроде энзимных пудр сильно пылят, поэтому завод должен быть оснащен современным оборудованием: требуются хорошая вентиляция и вытяжка. По этим причинам безводная косметика всегда дороже стоит. Еще один момент: она концентрированная, а значит, более экономичная в использовании»,— объясняет Екатерина Брем, директор департамента исследований и разработок ГК Natura Siberica.
Водный след, оставляемый индустрией красоты, практически незаметен на фоне сельскохозяйственной, текстильной и автомобильной промышленности, а также сектора производства напитков. Тем не менее если средство не содержит в составе воды, то это не означает, что вода не использовалась для его создания. Оборудование на производстве, транспорт для доставки, выращивание ингредиентов — для всего этого необходима вода. Кроме того, практически все безводные средства требуют добавления воды для их активации, а после и смывания. «Потребление воды — это сомнительная претензия к косметике, так как один поход в туалет с опустошением сливного бачка тратит воды в несколько раз больше, чем годовой запас бутылок шампуня. Основной плюс твердых продуктов в другом — это логистика, упаковка, консерванты. Твердые продукты более экологичны в логистических цепочках, могут продаваться без упаковки или с перерабатываемой непластиковой упаковкой, а также могут содержать минимум или не содержать вовсе консерванты»,— объясняет Сергей Остриков, создатель косметического бренда Ostrikov Beauty Publishing.
Осознанность потребителей и использование воды
По данным аналитической компании Future Market Insights, продажи безводной косметики будут расти в среднем на 13,3% в период с 2021 по 2031 год. Сегодня это один из самых динамично развивающихся сегментов в индустрии красоты: в прошлом году его стоимость составила почти 9 млрд руб. «В ассортименте FOAM твердых продуктов не очень много, но есть хит — это твердые духи Flame Moscow. Мы замечаем тренд на такие продукты, хотя в рамках нашего магазина он не глобальный. Точно можно сказать, что твердое мыло продается хуже жидкого, а твердые шампуни — хуже классических вариантов»,— рассказывает Таня Дроб, сооснователь и креативный директор FOAM.
По данным Global Cosmetic Industry, 64% покупателей во всем мире интересуются безводной косметикой: людям нравится быть причастными к защите окружающей среды. Привлекает отсутствие упаковки, а также воды в составе, что дает ощущение более активной и эффективной формулы. И то и другое верно: безводная косметика может быть упакована в экологичный или перерабатываемый материал либо вообще быть без упаковки. Так, твердые мыло и шампуни Bioderma, Klorane, Davines, массажная плитка Payot, линия средств Solid от Planeta Organica спрятаны в картон, а твердые духи Flame Moscow, шампунь Ostrikov Beauty Publishing — в алюминиевые банки, которые на 100% поддаются переработке. Что касается формул, то вместо воды бренды используют масла, гидролаты и растительные соки. Например, в состав дезодоранта петербургской марки Laboratorium входят масла, в качестве абсорбентов — сода и крахмал, а в формулы очищающих средств Foamie включены альтернативные поверхностно активные вещества — детергенты, которые безопасны и полностью смываются.
«В доме Davines и на всех обучающих семинарах для парикмахеров мы всегда говорим и показываем, как минимизировать расход воды в салонах красоты, ведь там она льется постоянно. Во время уходов и тонирований на мойке мы выключаем воду, когда она не нужна. Мы экономим 20–30 минут расхода воды, если посчитать это в литрах, а еще и в месяц или даже в год, получится существенная цифра. Также периодически мы напоминаем нашим подписчикам в SMM-каналах о том, что нужно выключать воду, когда в ней нет необходимости, например во время чистки зубов или мытья посуды (сначала можно намылить и затем смыть)»,— говорит Анриетта Цискаришвили, руководитель пиар отдела Davines Russia. Осознанного потребления воды придерживаются во многих салонах, практикуя сухие методики маникюра и педикюра: с использованием аппарата, только лишь пилок, кислот или крема для обработки кутикулы, стоп, валиков вокруг ногтей.
Как правило, безводная косметика позиционируется брендами как лучшее решение для сохранения воды. Безусловно, для компаний это шаг в сторону устойчивого развития, но это не решение глобальной нехватки воды. Однако используя твердый шампунь, потребитель если не экономит воду, то совершенно точно ограничивает потребление пластика. Сокращение количества воды напрямую зависит от ежедневных привычек потребителей.