VK переигрывает
Доходы компании от игрового направления снизились
Прибыль холдинга VK от разработки, дистрибуции и стриминга игр во втором квартале упала на 82%, до 0,6 млрд руб., а маржинальность направления снизилась с 28% до 6% при росте аудитории на 24,6%, до 26 млн человек. В компании динамику объясняют укреплением курса рубля, которое негативно повлияло на величину международной выручки в иностранной валюте. На показателях игрового бизнеса сказалось и отключение монетизации для мобильных игр в маркетплейсах App Store и Google Play. Такие сложности испытывает весь рынок мобильной разработки, и пока VK не найдет новые каналы монетизации, считают эксперты, рост доходов от игр не восстановится.
По итогам второго квартала выручка VK по МСФО в сегменте «Игры» (объединяет подразделения разработки, сервисы стриминга, платформу My.Games Store и My.Games Cloud, за исключением запущенного во втором квартале VK Play) снизилась год к году на 5%, до 10,4 млрд руб., а по итогам полугодия — на 2%, до 21,4 млрд руб. Скорректированная выручка (с учетом изменения отложенной выручки — относится к авансовым платежам, которые компания получает за продукты или сервисы) снизилась на 17%, до 9,2 млрд руб. Показатели скорректированной отчетности используются для «управленческих решений» и не учитывают, например, списания от обесценивания активов.
Из пояснений к отчетности следует, что практически вся выручка по сегменту поступает от продажи виртуальных внутриигровых предметов пользователям (модель free-to-play) или цифровых копий игр (модель buy-to-play), получения роялти за передачу лицензий на игры и игровые решения сторонним операторам онлайн-игр, размещения рекламы и услуг платформы.
Скорректированный показатель EBITDA в игровом направлении (данные по МСФО не раскрываются) во втором квартале упал на 82%, до 0,6 млрд руб., а за полугодие — на 85%, до 0,8 млрд руб. Скорректированная маржинальность по EBITDA снизилась на 22 процентных пункта, до 6% во втором квартале, а за полугодие — на 20 процентных пунктов, до 4%. Основной причиной такой динамики VK называет отсутствие новых релизов и укрепление курса рубля: «Оно негативно повлияло на величину международной выручки, номинированной в иностранной валюте». При этом среднемесячная активная аудитория игровых сервисов компании во втором квартале увеличилась на 24,6%, до 26 млн человек.
По итогам второго квартала общая выручка по МСФО VK выросла на 11% год к году, до 32,8 млрд руб., а показатель скорректированной выручки увеличился на 4% год к году, до 31,6 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA сократился на 37% год к году, до 4,2 млрд руб., скорректированный чистый убыток вырос до 3,4 млрд руб. против 2,2 млрд руб. годом ранее. По итогам полугодия выручка компании по МСФО выросла на 10%, до 63,4 млрд руб., а скорректированная — на 6%, до 58,2 млрд руб. Показатель скорректированной EBITDA снизился на 44%, до 12,7 млрд руб. В компании это объясняют запуском новых сервисов, увеличением штата и расходов на маркетинг уже запущенных продуктов.
Основным драйвером роста выручки во втором квартале VK называет онлайн-рекламу. Выручка от этого сегмента по МСФО и скорректированная по втором квартале увеличилась на 28%, до 14 млрд руб., показатель за полугодие вырос на 17%, до 25,4 млрд руб. В сегменте «Социальные сети и коммуникационные сервисы» (соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники» и рекомендательные платформы «Пульс» и Relap) выручка по МСФО во втором квартале выросла на 23%, до 17 млрд руб., а за полугодие — на 17%, до 32 млрд руб. В сегменте «Образование» (GeekBrains, Skillbox и SkillFactory) скорректированная выручка во втором квартале выросла на 4% год к году и составила 2,3 млрд руб. Выручка сегмента по МСФО выросла на 30% год к году — до 2,6 млрд руб. В направлении «Новые инициативы» (облачные сервисы, «VK Клипы», «VK Звонки», VK Play, RuStore) выручка по МСФО и скорректированная снизилась во втором квартале на 9%, до 2,4 млрд руб., а по полугодию — на 1%, до 4,5 млрд руб.
На доходах игрового подразделения VK во втором квартале сказалась потеря монетизации в мобильных играх на платформах App Store и Google Play, объясняет гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян: «При росте аудитории компания серьезно потеряла в монетизации».
Кроме того, не исключено, что на фоне санкций в финансовом секторе у компании возникли сложности с получением выручки глобального подразделения My.Games из-за границы, отмечает эксперт.
По его словам, по объему аудитории и выручке от мобильных игр VK лидирует в России, но в международной выручке от этого направления уступает Playrix (основана братьями Игорем и Дмитрием Бухманами). «Пока VK не найдет альтернативные способы монетизации, о перспективах роста доходов от сегмента мобильной разработки говорить сложно»,— добавил Карен Казарян.
С начала военной операции на Украине сложности начались у всей игровой индустрии в России. Гейм-дизайнеры начали терять зарубежных партнеров, у разработчиков появились трудности с доступом к площадкам дистрибуции мобильных (App Store, Google Play) и компьютерных (Steam) игр. С российского рынка игр начали уходить крупные игроки: Plarium и Game Insight решили закрыть действовавшие в РФ студии, где работали почти 1 тыс. человек. Подразделение SberGames закрыл Сбербанк.