«Строймеханизацию» припирают к подпорной стене
От компании потребовали провести реставрацию и консервацию исторического памятника
Арбитражный суд Челябинской области принял иск госкомитета охраны объектов культурного наследия к ООО «Строймеханизация» и комитету дорожного хозяйства Челябинска с требованием провести реставрацию и консервацию исторической подпорной стены на берегу реки Миасс. Подрядчик строительства набережной, открывшейся год назад, должен был, возводя объект, сохранить элемент культурного слоя XVIII–XIX веков, но не сделал этого. Эксперты считают, что на фоне небольшого числа сохранившихся памятников в Челябинске реставрация и консервация исторической стены необходима.
Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области направил в Арбитражный суд региона заявление о понуждении ООО «Строймеханизация» и комитета дорожного хозяйства Челябинска исполнить обязательства по сохранению исторического памятника — подпорной стены набережной реки Миасс, построенной 200 лет назад. Заявление принято к производству. Предварительное заседание назначено на 31 августа. Информация об этом опубликована в картотеке арбитражных дел.
Согласно материалам дела, истец требует обязать ответчиков устранить нарушения федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия народов РФ» в отношении двух участков старинной подпорной стены на территории вдоль южного берега реки Миасс «путем проведения мероприятий по консервации, реставрации и воссозданию». Объект является элементом выявленного памятника истории «Культурный слой Челябинска XVIII–XIX веков», расположенного в Центральном и Калининском районах. В материалах дела указано, что реставрация и консервация участков стены была предусмотрена научно-проектной документацией, согласованной госкомитетом в июле 2021 года. Провести эти мероприятия должны были во время строительства набережной со сквером Искусств за зданием челябинской филармонии.
Работы на объекте стоимостью 574 млн руб. начались осенью 2019 года и к середине декабря 2020-го должны были завершиться. Но подрядчик — ООО «Урал-сервис-групп» не уложился в сроки, комитет дорожного хозяйства Челябинска, по требованию руководства региона, расторг контракт. Одной из причин срыва сроков указывали приостановку работ по предписанию госкомитета охраны памятников. В сентябре 2020 года подрядчик повредил стену XIX века, а затем был обнаружен еще один более старый и ранее неизвестный участок набережной. «В случае с участками старинной подпорной стены вдоль берега план сохранения включен в проект строительства и в настоящее время дорабатывается в связи с выявлением нового участка стены набережной, а также необходимостью сохранить и поврежденный участок в том числе»,— сообщал тогда госкомитет.
В марте 2021 года мэрия выбрала нового подрядчика для завершения набережной — ООО «Строймеханизация», которое принадлежит семье челябинских бизнесменов Вайнштейнов. Стоимость контракта составила 489,6 млн руб. В середине сентября прошлого года набережную открыли для горожан. В госкомитете оперативно не ответили на вопрос, почему иск в суд был подан спустя год: письменный запрос остался без ответа. Запросы в комитет дорожного хозяйства и «Строймеханизацию» также остались без ответа.
Челябинский краевед Юрий Латышев рассказал в разговоре с «Ъ-Южный Урал», что из-за невыполнения подрядчиком работ по консервации верхняя часть старинной стены сейчас разрушается.
«Вообще там было три участка, один уничтожили, несмотря на акт экспертизы по сохранению объектов культурного наследия. Обращение госкомитета в суд — это правильное, разумное решение. Возможно, это стоило сделать более оперативно. Подпорная стена — это уникальное сооружение для Челябинска. Не так много у нас осталось таких объектов. Река Миасс — одна из основных исторических точек города и, безусловно, то, что рядом с ней необходимо сохранять»,— говорит Юрий Латышев.
Исполнительный директор Центра историко-культурных исследований «Астра», выполнявшего работы по обследованию стариной стены, Елена Гущина также считает, что ее необходимо сохранить. «Вообще, то, что мы сейчас видим, это последняя из трех подпорных стен старинной набережной. Она построена из гранита, добытого в челябинском городском бору. С нашей точки зрения, это очень интересный объект, который мог бы увеличить туристическую привлекательность Челябинска, если бы его отреставрировали и законсервировали»,— считает Елена Гущина.