Мечты о несбыточном
В Петербурге обсуждают озвученные администрацией планы развития метрополитена
Смольный закладывает в новый вариант городского Генплана амбициозные перспективы развития метрополитена. Опрошенные эксперты и участники рынка считают реализацию этих планов крайне маловероятной.
На прошедшей неделе в городских СМИ и соцсетях широко обсуждалось заявление губернатора города Александра Беглова о планах по строительству в Санкт-Петербурге новых станций метро и увеличению протяженности линий «подземки», предусмотренных новым вариантом Генплана города.
«Проект предусматривает усовершенствование работы метрополитена — увеличение протяженности линий на 139 км. Будет открыто 89 новых станций метро, из них 31 станция запланирована на первую очередь»,— говорится в сообщении, опубликованном 7 августа в официальном Telegram-канале градоначальника. Кроме того, в планах — строительство шести новых электродепо метрополитена.
При этом в пояснительной записке СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генплана Санкт-Петербурга» (НИПЦ Генплана) фигурируют несколько иные данные. Согласно документу, до 2030 года (первая очередь) запланировано строительство 22 станций, на расчетный период (с 2030 по 2040 год) — 44 станции, на прогнозируемый период (с 2040 по 2050 год) — еще 15 станций. В эти же сроки планируется реконструировать 35 существующих станций — 14, 18 и 3 соответственно, а также построить десять электродепо: три до 2030 года, шесть до 2040 года и одно — до 2050 года. Протяженность линий метрополитена в первоочередной период увеличится на 49,46 км, до 2040 года — еще на 102,44 км, в последующее десятилетие — на 40,56 км. Таким образом, новый вариант Генплана предусматривает увеличение к 2050 году количества линий метро с нынешних пяти до восьми (добавятся Кольцевая, Адмиралтейско-Охтинская линии и Сосновский радиус), станций — с 72 до 153.
Проектные предложения Генплана были разработаны с учетом Отраслевой схемы развития метрополитена в Санкт-Петербурге и Объединенной комплексной транспортной схемы Санкт-Петербурга и Ленобласти.
На вчерашней пресс-конференции в «Интерфаксе» директор НИПЦ Генплана Юрий Бакей пояснил: «Генеральный план фактически формулирует цели и задачи. Это не документ, к которому прикладывается некая бюджетная ведомость, в которой написано, сколько средств выделяется на решение каждого элемента. Это просто та необходимость, которая нужна городу в случае его развития в соответствии с планом, с освоением этих территорий».
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) корреспонденту «Ъ-СПб» озвучили третий вариант: «К 2030 году (первоочередной этап Генплана — «Ъ-СПб») в Петербурге планируется построить 21 станцию метро». В комитете также уточнили, что еще в 2018 году был заключен государственный контракт с ОАО «НИПИИ "Ленметрогипротранс"» на выполнение работ по подготовке исходных данных по перспективным объектам метрополитена согласно Отраслевой схеме для учета в проекте Генерального плана Санкт-Петербурга. «Да, мы выполнили эту работу,— подтвердил «Ъ-СПб» заместитель генерального директора «Ленметрогипротранса» по проектированию метрополитенов Владимир Марков.— Но это просто красивые картинки, перспективные линии».
Генеральный директор Ассоциации «Подземдорстрой» (объединение предприятий метро- и тоннелестроения) Сергей Алпатов считает, что теоретически озвученные планы реализовать возможно. «Если этим всерьез заниматься. Но сегодня никто не занимается»,— сказал глава объединения. По его словам, необходимо увеличивать штат подрядной организации («Метрострой Северной столицы») с нынешних 3700 человек минимум на 10–12 тыс., увеличивать мощности проектного института («Ленметрогипротранс») с его уникальным опытом проектирования станций глубокого залегания, готовить рабочих-метростроевцев в учебных заведениях города, закупать новую технику, актуализировать уже существующую проектную документацию и разрабатывать новую по перспективным объектам.
В частности, сократить сроки строительства и его стоимость возможно, закупив тоннелепроходческий комплекс диаметром 13,7 м, например у компании Herrenknecht AG (у петербургского проходческого щита «Надежда» производства той же компании диаметр 10,6 м). Это позволило бы в полтора раза сократить сроки проходки, стоимость снизилась бы с сегодняшних 11,23 млрд рублей за 1 км до 10 млрд рублей, а доля механизированного труда увеличилась бы до 90%. «К сожалению, в сегодняшних условиях это (закупка необходимой техники европейского или американского производства — «Ъ-СПб») невозможно»,— констатировал глава «Подземдорстроя».
«Деньги на строительство выделить могут, но освоить эти средства сегодня почти невозможно. Фактически строить сегодня метро в Петербурге нечем и некому»,— считает господин Алпатов. По его мнению, даже те 600 млрд рублей, что запланированы на строительство петербургского метро правительственным постановлением, не будут освоены.
Замгендиректора «Ленметрогипротранса» по поводу озвученных планов по строительству метрополитена был еще более категоричен: «Нереально вообще». По его словам, в самые лучшие времена в Петербурге строили по одной станции в год. «Мы занимаемся сейчас только Москвой. Никаких переговоров о проектировании нами станций в Петербурге даже не ведется»,— сказал господин Марков (в настоящее время проектированием метрополитена в Петербурге — участка Красносельско-Калининской линии от «Казаковской» до «Сосновой Поляны» — занимается только московский институт «Метрогипротранс».— «Ъ-СПб»).