Рудокопов загоняют под землю
Белгородские власти усложняют освоение Приоскольского железорудного месторождения
Белгородские чиновники корректируют перспективы одного из наиболее привлекательных неразрабатываемых месторождений Курской магнитной аномалии — Приоскольского. Они посчитали, что предусмотренный ныне открытый способ разработки нанесет ущерб экологии, и попросили Минприроды пересчитать технико-экономическое обоснование на подземный способ добычи. Между тем у месторождения нет инвестора с 2015 года, когда после длительного простоя от него отказался Магнитогорский металлургический комбинат Виктора Рашникова. Теперь, по мнению экспертов, найти желающих будет еще сложнее: стоимость разработки подземным способом вырастет минимум на 20%, а цены на железную руду продолжают падать.
Вопрос разработки Приоскольского железорудного месторождения (находится в 20 км южнее Старого Оскола и в 9 км от Оскольского электрометаллургического комбината «Металлоинвеста») обсуждался на недавней встрече губернатора Вячеслава Гладкова с главой Минприроды России Александром Козловым. Господин Гладков напомнил, что запасы месторождения были утверждены для открытого способа отработки еще в 1986 году госкомиссией по запасам полезных ископаемых. Но такой способ добычи «приведет к негативному техногенному воздействию как на окружающую среду, так и на территорию освоения», следует из сообщения Минприроды по итогам встречи.
Господин Козлов поручил Роснедрам «пересчитать технико-экономическое обоснование месторождения для предоставления лицензии на пользование недрами подземным способом», а также «отклонить заявку о его включении в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование открытым способом», говорится в сообщении.
Разработка месторождения могла начаться в 2006 году: тогда на аукционе на право пользования недрами победил Магнитогорский металлургический комбинат, заплативший 630 млн руб. Предполагалось, что к 2016 году ММК будет добывать на Приоскольском 20 млн тонн руды, инвестиции в проект первоначально оценивались на уровне $1,5 млрд (около 40 млрд руб. по курсу ЦБ на ноябрь 2006 года). Компания хотела начать строительство в 2009 году, но отложила проект из-за экономического кризиса 2008-го.
В августе 2010 года основной владелец ММК Виктор Рашников в интервью «Ъ-Черноземье» говорил, что компания определится с перспективами Приоскольского в мае 2011 года после того, как получит его технико-экономическое обоснование от канадской Hatch. Что показало обоснование, ММК не сообщил. Но в ноябре 2011 года губернатор Белгородской области Евгений Савченко заявил, что «острой необходимости» разрабатывать Приоскольское месторождение у ММК нет.
В марте 2015 года компания отказалась от лицензии, действовавшей до 2026 года. Представители комбината говорили СМИ, что причиной стало падение цен на руду из-за глобального перепроизводства сырья. Они утверждали, что за несколько лет железная руда с момента пика в 2011 году подешевела более чем втрое, что сделало инвестиции непривлекательными даже для ММК, испытывавшего дефицит сырья. Более того, в компании прогнозировали низкие цены «на годы вперед, возможно, на десятилетие».
С этого момента, по данным госреестра лицензий, никто на разработку не претендовал.
Приоскольское месторождение — одно из крупнейших неразрабатываемых месторождений в Белгородской области. Во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте им. А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ) оценивают его разведанные балансовые запасы в 1,56 млрд т, не считая 678 млн т перспективных неразведанных. Содержание железа в «промышленных» запасах месторождения, по данным института, составляет 37,13%. Это хороший показатель в сравнении с уже освоенными в регионе месторождениями: на соседних Стойленском и Лебединском, разрабатываемых открытым способом, содержание железа составляет 29,58 и 32,45% соответственно. Впрочем, у этих двух месторождений разведанные запасы вчетверо больше.
Согласно подготовленной ВСЕГЕИ справке о состоянии и перспективах использования минерально-сырьевой базы Белгородской области, в регионе находится 45,5% разведанных запасов железных руд России, при этом добыча в 2019 году составляла лишь 27,1% от общероссийской (93,89 млн т).
Ведутся ли сейчас переговоры с потенциальными инвесторами, в министерстве природопользования Белгородской области «Ъ-Черноземье» вчера не сообщили. Не успели там ответить и на вопрос о том, какой экологический ущерб могла бы нанести разработка открытым способом. Но месторождение расположено под несколькими селами (части Николаевки и Приосколья с совокупным населением около 200 человек), поэтому его разработка открытым способом требовала расселения людей. Кроме того, запасы находятся под рекой Дубенка, которая примерно в километре от месторождения впадает в Оскол (тот, в свою очередь, впадает в Северский Донец возле Изюма Харьковской области Украины).
Эксперт в промышленной сфере Леонид Хазанов полагает, что изменение способа отработки Приоскольского месторождения «может привести к росту необходимых инвестиций на 20-30%, если не больше»: «Потребуется проходка шахтных стволов и горизонтальных выработок, закупка подъемного оборудования и так далее».
По его словам, сейчас внутренний рынок железной руды профицитен из-за стагнации отечественной черной металлургии и падения ее продаж как в России, так и за ее пределами: «На мировом рынке по итогам 2022 года излишек сырья может достигнуть 60-70 млн т. Цены на железную руду тоже снижаются, и фундаментальных предпосылок для смены курса на их быстрый подъем тоже нет».
При этом нынешняя ситуация отличается от 2008-го, когда разработка Приоскольского месторождения была приостановлена, подчеркивает господин Хазанов: «Тогда причиной обвала рынка железорудного сырья был глобальный финансовый кризис, теперь же триггером выступили западные санкции против России, "перекосившие" мировой углеводородный рынок, который по цепочке ударил по многим отраслям промышленности планеты. Повлияла и нехватка микрочипов, "давящая" на автопром, и "охлаждение" строительного сектора в Китае, не считая до сих пор не завершившейся пандемии коронавируса».