Облигации «Делимобиля» не оправдали ожиданий

В чем причины низкой привлекательности каршеринговых организаций для инвесторов

Облигации «Делимобиля» не заинтересовали крупных инвесторов. Дебютный выпуск ценных бумаг компании смог привлечь четверть запланированной суммы — менее 680 млн руб., сообщают «Ведомости». Изначально планировалось получить около 3 млрд. Собранные средства в «Делимобиле» планирует вложить в обновление автопарка, улучшение работы сервиса и развития бизнеса в России.

Фото: Михаил Сергеев, Коммерсантъ

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев рассказал о возможных причинах низкой привлекательности каршеринговых организаций для инвесторов: «Рынок, похоже, сошелся на том, что по результатам, которые демонстрирует корпорация: достаточно низкая маржа, не лидирующее положение на рынке и необходимость больших капитальных затрат по замене автопарка совокупно создают достаточно большие риски.

Я бы отметил, что даже в ситуации, когда существует определенный голод на качественные займы, конкретно этот даже не был размещен в том номинале, в котором планировался. Если это замена автопарка, то обычно все-таки подразумевается акционерный капитал. Да, в структуре именно этого бизнеса это финансируется долгами, лизингом и прочими вещами. Но опять же рынок не настолько оптимистичен, не настолько перегрет в плане спроса. Тем не менее вопрос по будущему платежеспособному спросу на эти услуги не закрыт».

Основной спрос на облигации «Делимобиля» обеспечили частные инвесторы. По словам основателя, компания довольна привлеченными средствами, учитывая, что это их дебют на рынке. Управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский считает, что сервис мог привлечь гораздо больше средств за счет активного маркетинга:

«Виноваты сами эмитенты, которые выпускают облигации, потому что они не выделяют бюджеты на предэмиссионные мероприятия.

У нас нет культуры road-show разъяснений. И, как следствие, если раньше корпоративные облигации того же ЛУКОЙЛа размещались, и мы о них знали, так как об этом писали все: и Bloomberg, и Cbonds, и RusBonds, то сейчас все происходит при полной тишине.

Это целевым образом рассылается по казначействам банков и финансовым фондам, как правило, уже тогда, когда они не в состоянии провести какие-то экстренные инвест-комитеты и оценить риск доходности, целесообразность включений этих эмитентов в портфель. Это общие истории, их в этом году много. С одной стороны, я понимаю, что в условиях непонятной ситуации на рынках выделяются все более скромные бюджеты на различные рекламные кампании, с другой стороны, МТС дает потрясающую дорогую рекламу на всех каналах».

Организаторами размещения облигаций выступили Газпромбанк и Тинькофф-банк. По данным СМИ, в 2021 году «Делимобиль» стал лидером на рынке каршеринга в России, обогнав «Яндекс. Драйв» по числу поездок. Среднегодовой темп роста выручки за последние три года составил 60%.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента