Мебельщики обновляют обстановку

Продажи кубанских производителей мебели в первом квартале 2022 года выросли на 30%

Представители мебельной отрасли Краснодарского края сегодня отмечают, что из-за изменившейся логистики и остановки поставок западных комплектующих им пришлось поднять цены на собственную продукцию и искать альтернативу на новых рынках — в Турции и Китае. Эксперты предупреждают, что в ближайшие месяцы возможно падение спроса на мебель.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По данным департамента промышленной политики Краснодарского края, в 2021 году представители мебельной отрасли отгрузили товаров собственного производства на 6,82 млрд руб., что на 9,8% больше к уровню 2020 года. В первом полугодии 2022 года реализовано продукции на 4,1 млрд руб. (с ростом 29,2% к аналогичному периоду 2021 года).

Сегодня на Кубани производится корпусная и мягкая мебель, мебель на металлокаркасе, из массива и матрасы. Большинство производителей — предприятия малого бизнеса с численностью сотрудников до 100 человек. Доля крупных и средних предприятий составляет около 1,5%. В мебельной отрасли края функционирует более 300 предприятий, обеспечивающих занятость более 5 тыс. человек.

По словам Юрия Панкова, совладельца компании «Юмаком» (один из крупнейших производителей мебельных столешниц и фасадов в Краснодарском крае), с конца февраля по конец апреля спрос на мебель значительно вырос. «Однако с начала мая мы и большинство наших клиентов фиксируем спад»,— рассказал Юрий Панков. Он также отметил, что по итогам полугодия объем продаж комплектующих и фурнитуры компании примерно такой же, как и за аналогичный период предыдущего года.

Доктор экономических наук, профессор Александр Полиди указывает, что рост отгрузки мебельной продукции вызван тем, что в крае несколько лет назад были приняты стратегические меры поддержки промышленности, и в частности деревообработки. «Деревообработка стала одной из приоритетных отраслей промышленности. Такой взрывной рост продаж я не связываю с уходом IKEA и других зарубежных компаний. Так быстро рынок не мог бы отреагировать на этот фактор потому, что инвестиционный цикл составляет не два-три месяца, а два-три года»,— отметил эксперт.

IKEA освобождает нишу

После начала спецоперации на Украине шведская компания заявила о своем уходе из России. «В той или иной мере, безусловно, уход IKEA скажется положительно для нас. Но нужно понимать, что мы не владеем данными о продажах готовой мебели шведской компании на территории нашего региона. Вполне допускаем мысль, что общее падение объема покупок готовой мебели никак не перекроется освободившейся долей IKEA»,— рассказал Юрий Панков.

Мебель IKEA возможно заменить на российский аналог, считает директор фабрики «Каштан Мебель» Дмитрий Березенко. «Часть ее продуктов производилась в России, и сейчас они производятся. Просто купить их можно не в одном месте, как раньше. За столом нужно идти в один магазин, за диваном — в другой. Конечно, у IKEA есть свои сильные стороны, например, по упаковке, по унификации продукции и др., но все это наживное, тем более когда отсутствует сравнение»,— сообщил он. По его словам, после объявления об уходе шведского оператора партнеры «Каштан Мебель» направили фабрике запросы по поводу возможности производства продукции из линейки IKEA.

«Определенно в отрасли освобождаются ниши. Но тут нужно учитывать тот факт, что есть клиенты, которым нужна именно хорошая импортная мебель, и они не хотят отечественных аналогов, хотя те и не уступают ни качеством, ни дизайном. Так что некоторые покупатели все равно будут ждать импорта»,— резюмировал Дмитрий Березенко.

Санкции бьют по оборудованию

Основная проблема, с которой сталкивается сегодня мебельный бизнес из-за санкций, касается оборудования, которое, по словам Юрия Панкова, в России не выпускают или почти не выпускают. «Большинство оборудования на нашем предприятии турецкого и китайского производства, и особых проблем мы не испытываем. Однако мы пока не сталкивались с серьезными поломками. Вполне допускаем мысль, что комплектующие для оборудования итальянского или немецкого производства стали менее доступными»,— сообщил он.

Дмитрий Березенко указывает на то, что больше всего проблем возникает с электроникой, используемой на производстве. «В России даже нет аналогов датчикам, которые стоят на высокоточном оборудовании. Да, можно подобрать подшипники, валы, двигатели, но не электронику. Ее приходится закупать дороже, чем раньше, и долго ждать доставку. Все это увеличивает себестоимость продукции, и за все платит конечный потребитель»,— отметил директор фабрики «Каштан Мебель».

Плиты в достатке

Участники рынка отмечают, что в России сегодня выпускается достаточное количество мебельных плит, чего не скажешь о фурнитуре, которую привозят из-за рубежа. Производители вынуждены закупать китайскую продукцию, которая сильно уступает австрийской и немецкой, что, безусловно, сказывается на качестве, констатируют представители отрасли.

«В марте-апреле возникли сложности с логистикой из-за введенных санкций. Это, в частности, касалось фурнитуры из Австрии и Германии. Ее было рискованно покупать, потому что ждать доставку можно было месяцы, были сложности и с доставкой бытовой техники. Так что какое-то время мы даже применяли альтернативную фурнитуру из Китая. К тому же она стоила в два-три раза дешевле, чем австрийская»,— рассказал Дмитрий Березенко. По его словам, в июне поставки возобновились, ассортимент весь в наличии, но по более высокой цене. На днях поставщики заверили компанию, что новые логистические цепочки уже выстроены.

Помимо Китая, кубанские мебельщики закупают продукцию и в Турции. В частности, компания «Юмаком» приобретает в этой стране клей. На фабрике «Каштан Мебель» отмечают, что сегодня на российском рынке появилось больше предложений по турецким лакокрасочным материалам, однако качество продукции уступает европейским товарам, и оно не стабильное.

«Те проблемы, с которыми сталкиваются представители отрасли, безусловно, являются сдерживающим фактором. Они окажут влияние на мебельную промышленность через несколько месяцев, думаю, влияние это будет существенным. Если мы говорим о нарушении логистических цепочек, то после их восстановления доставка становится дороже, цена на продукцию растет. Продажи будут сдерживаться. Поэтому такого значительного роста продаж, как за первое полугодие 2022 года, в дальнейшем не будет»,— отметил Александр Полиди.

Рынок адаптируется к санкциям

По словам владельца компании «Юмаком», в условиях параллельного импорта отрасль справится с санкционными сложностями. «Все будет нормально, параллельный импорт нам в помощь. А вот с перспективой развития... Например, мы не знаем ни одного российского производителя петель и направляющих, а это основные механизмы любой корпусной мебели. И если в России такие производства не появятся, то мы обречены использовать китайские и турецкие товары. Будем надеяться на лучшее в этом плане»,— рассказал Юрий Панков.


Топ-10 крупнейших производителей мебели в Краснодарском крае*

* По данным департамента промышленной политики Краснодарского края

** По данным «СПАРК-Интерфакс»

Андрей Ульченко


Читайте нас в Telegram

Вся лента