Белорусы запускают «подъемный механизм»
«Могилевлифтмаш» планирует нарастить объемы выпуска лифтов на Северо-Западе
Белорусский производитель лифтов ОАО «Могилевлифтмаш» в два раза увеличит мощности на совместном с петербургским ООО «МЛМ Нева Трейд» предприятии — ООО «МЛМ Невский Лифт». Кроме того, с властями Ленинградской области прорабатывается возможность постройки нового завода с объемом выпуска 7–8 тыс. лифтов в год. Эксперты считают, что расширение мощностей позволит сократить дефицит лифтового оборудования на российском рынке и заместить ушедших иностранных производителей. Однако белорусская компания при реализации проектов может столкнуться с высокими ценами на технологии и оборудование.
Руководство ОАО «Могилевлифтмаш» сообщило о шагах, предпринимаемых в целях реализации инвестпроекта по расширению производственных и сервисных мощностей «МЛМ Невский Лифт» в Колпино для освоения новых ниш на рынке всего Северо-Западного округа. Планы обсуждались на совместной встрече с министром промышленности Республики Беларусь Петром Пархомчиком, сообщили в пресс-службе белорусского производителя.
Сроки и детали модернизации официально не раскрываются. Начальник отдела маркетинга и рекламы ООО «МЛМ Невский Лифт» Юлия Зайцева пояснила, что сейчас производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск до 1 тыс. лифтов в год. «В связи с тем, что спрос растет, обсуждается вопрос расширения, проходят встречи. Подробности не раскрываются»,— сказала госпожа Зайцева. На официальный запрос от «Ъ-СПб» бенефициары компании «Могилевлифтмаш» и «МЛМ Нева Трейд» не ответили.
Источник на заводе сообщил, что модернизация действительно планируется в ближайшее время, она прописана в бизнес-плане, параметры которого озвучивались при открытии завода в 2019 году. Тогда планировалось в течение трех лет нарастить объем производства до 2 тыс. лифтов в год.
Владельцами «МЛМ Невский Лифт» являются ОАО «Могилевлифтмаш» (50,75%) и ООО «МЛМ Нева Трейд» (49,25%). За 2021 год чистая прибыль предприятия выросла в 4 раза, до 31,4 млн рублей против 7,2 млн рублей в 2020 году. Предприятие занимает 2 тыс. кв. м на Финляндской улице, 38, в городе Колпино.
Кроме того, делегация ОАО «Могилевлифтмаш» с белорусским министром в составе встретилась с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Стороны обсудили возможность постройки нового завода с мощностью 7–8 тыс. в год. «Республика заинтересована в локализации производства лифтов "Могилевлифтмаш" на Северо-Западе и намерена заместить объемы поставок лифтов иностранных компаний, покинувших российский рынок в регионе, где ведется активное жилищное строительство»,— уточнили в пресс-службе администрации. Но детали не раскрыли.
Как ранее сообщал «Ъ-СПб» (№138 от 02.08.2022), после ухода с российского рынка западных производителей лифтового оборудования (Otis, Kone и других) объемы его производства в РФ в январе — июне 2022 года сократились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты отмечали, что сейчас застройщики переориентировались на китайских и турецких производителей. Есть спрос и на белорусскую продукцию. Так, в марте было подписано соглашение с ОАО «Могилевлифтмаш» и жилищным комитетом Петербурга о сотрудничестве, в рамках которого в ходе капремонта установят более 600 лифтов. В целом с 2014 по 2021 годы по программе капитального ремонта в Петербурге заменили более 10 тыс. лифтов, почти 8 тыс. из которых — производства «Могилевлифтмаш». В текущем году планируется заменить еще 1,5 тыс. лифтов.
«Производители лифтов столкнулись с рядом вызовов: перебои с поставками комплектующих, узлов, программного обеспечения из других стран, рост цен на оборудование. Требуется время на перестройку логистики и изменение поставщиков, на полное импортозамещение. Только Санкт-Петербургу ежегодно требуется не менее 4 тыс. лифтов для новостроек и для замены в старых домах. Новые производственные мощности "Могилевлифтмаша" сократят дефицит лифтового оборудования на российском рынке и заместят ушедших иностранных производителей. Основные риски при строительстве завода — получить все необходимое оборудование и станки, в дальнейшем — комплектующие для обслуживания и ремонта. Скрытность проектов, возможно, вызвана боязнью санкций. Расширение мощностей может занять от года, постройка нового завода — от двух лет»,— считает финансовый аналитик, автор стратегий автоследования «Финам» Дмитрий Марков.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, стоимость производства новых лифтов выросла в этом году на 40%.
«Вероятно, этим и оправдана некая секретность относительно новых мощностей совместно с Белоруссией. Главные сложности в появлении нового производства и инвестиционных проектов — это стоимость. Цены на технологии, производственные линии, запчасти и так далее растут в Европе, а именно оттуда мы берем все необходимое для производства лифтов (наши технологии основаны на них). И потому можно ожидать, что цена новых лифтов, стоимость их обслуживания и ремонта станет одним из оснований роста цен на недвижимость в стране»,— говорит эксперт.