Российская нефть заинтересовала «Талибан»

Пойдет ли Москва на сотрудничество с Исламским эмиратом Афганистан

«Талибан» (движение признано террористическим и запрещено в РФ) намерен наладить бартерную торговлю с Россией. Об этом министр промышленности и торговли Исламского эмирата Афганистана Нуриддин Азизи заявил во время своего рабочего визита в Москву. Делегация талибов прибыла в Россию в годовщину вывода американского контингента. Помимо Москвы, она также посетит Казань. По словам Азизи, Кабул готов приобрести 1 млн баррелей нефти в обмен на какую-нибудь афганскую продукцию. Кроме того, как ожидается, речь пойдет о поставках российского зерна и подсолнечного масла.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

Что может заинтересовать Москву? Политолог-востоковед Владимир Сотников уверен, что талибы смогут в первую очередь предложить залежи полезных ископаемых: «У них экономический кризис. Им нужно развивать свою торговлю любым способом. Из крупных партнеров — это Китай и, конечно же, Россия, потому что она не портила отношения с талибами.

Это не первый визит делегации. Сюда летает представитель президента Российской Федерации по Афганистану Замир Кабулов. Я думаю, что покупка малого объема нефти — это пробный этап, чтобы начать развивать с нами полноценные торгово-экономические отношения. Им сейчас действительно сложно. Авуары заморожены, и, наверное, они сейчас могут позволить себе только купить миллион баррелей нефти, предлагая России доступ на рынок Афганистана. Они в этом заинтересованы.

Ранее, когда у власти было проамериканское правительство Гани, на рынке Афганистана активно участвовал Китай. Они разрабатывают там медные рудники, получили доступ к полезным ископаемым. С этой точки зрения Афганистан достаточно богат. Есть драгоценные редкие металлы, талибам есть что предложить. Они помнят, что советские, а потом и российские геологи разрабатывали рудники в Афганистане».

Однако за год, что талибы контролирует власть в Афганистане, они не смогли наладить экономические связи с другими странами. Поэтому перспективы сотрудничества сомнительны, считает руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко. По его словам, в первую очередь талибы пытаются получить признание на международном уровне, если не де-юре, то де-факто:

«Все называют Афганистан будущей литиевой столицей мира. Это правда, там очень много лития, там есть уран, нефть, газ, уголь, драгоценные камни, золото. Там много всего. Нет только одного — безопасности.

Афганистан по-прежнему нестабильная страна, туда не заходят страховые компании. А без них никакой бизнес работать не будет. Любые предложения "Талибана", которые адресуют то России, то Китаю, то странам региона в значительной степени обусловлены двумя вещами. Первая — это реклама движения, то есть де-факто нас признают.

А вторая — это получение регулярной внешней донорской помощи хотя бы близкой к тому объему, который получал Афганистан последние 20 лет. Обе эти задачи талибы решить не смогли. Ни одна страна в мире их режим не признала. То они обсуждают восстановление газопровода ТАПИ, то строительство железной дороги, плюс появляется очень много других пафосных, ярких тем, которые взрывают информационное пространство. Но дальше разговоров дело не идет.

С этим еще связан и дефицит доверия к самим талибам, поскольку эти ребята очень своеобразные, иллюзий никаких питать не надо. Нынешний режим в Афганистане абсолютно инвестиционно непривлекателен, экономически ненадежен, политически малопредсказуем. Поэтому связываться с ним никто из серьезных бизнесменов не станет. Зачем нам афганские нефть и газ, если у нас своего хватает?

Литий надо добыть. Чтобы это сделать, необходимо создание соответствующего производства, энергетической базы, а этого нет. Производства нет, базы нет, промышленных кадров нет. Это все разговоры. Кто-то решится поехать добывать литий в афганскую глубинку до первой атаки боевиков ИГИЛ или талибов? Даже китайцы не рискуют.

Боюсь, что "ЧВК Вагнера" как наша палочка-выручалочка там не сработает. В Сирии все-таки у нас было более или менее системное правительство, более или менее адекватный режим Асада.

Талибов же мы вообще нисколько не контролируем. Российское влияние в Афганистане сегодня равно нулю.

Нуриддин Азизи ничего в "Талибане" не решает, он даже не талиб. Во-первых, он этнический таджик. Такие люди внутри "Талибана" считаются расово неполноценными, их, в общем-то, за людей не держат».

В начале июня Евросоюз ввел частичное эмбарго на российскую нефть, которое полноценно заработает с 5 декабря. На этом фоне Москва стала переориентироваться на азиатский рынок, предлагая, в частности, Индии дисконт. Тогда же, на площадке Петербургского международного экономического форума талибы заявили о планах приобрести около 5 тыс. тонн российской нефти и 2 млн тонн зерна.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Александр Рассохин

Вся лента