Шопинг стал вторичным
Жители Удмуртии стали больше интересоваться подержанными товарами в онлайн-магазинах
В Удмуртии значительно вырос интерес к сайтам, на которых пользователи перепродают новые или бывшие в употреблении товары. По данным МегаФона, суммарный трафик на сайтах 14 популярных классифайдов и ресейл-платформ по итогам семи месяцев 2022 года вырос на 27%. Эксперты отмечают, что это свидетельствует в первую очередь о переходе к кризисной модели поведения потребителей, когда граждане стараются экономить на товарах, которые можно приобрести дешевле на вторичном рынке. Отчасти это также влияние тренда на осознанное потребление.
Потребители стали активнее интересоваться покупками товаров на вторичном рынке. К такому выводу пришли в МегаФоне, проанализировав на основе больших данных трафик 14 популярных классифайдов и ресейл-платформ. В Удмуртии по итогам января-июля 2022 года он вырос на 27%, в целом по стране — на 33%. Рост ускорился во втором квартале, после ухода ряда популярных брендов с российского рынка и сокращения поставок товаров класса люкс из США и Европы.
В семь раз быстрее универсальных площадок в Удмуртии растут специализированные ресейл-платформы, которые работают с определенной категорией товаров — дизайнерской одеждой, культовыми сумками, обувью, аксессуарами или потребительской электроникой.
«Такие платформы предлагают удобный сервис, в том числе доставку, и подтверждают качество товаров. Для потребителей шопинг на подобных ресейл-платформах прозрачнее и безопаснее, чем покупки у незнакомых людей, поэтому доверие к таким площадкам растет»,— отмечают аналитики компании.
Среди причин роста ресейла, т.е. перепродажи товаров потребителями, называют также тренд на осознанное потребление и заботу об экологии, а также рост доли представителей более молодого поколения среди покупателей.
Рост популярности различных платформ бесплатных объявлений, увеличение покупок товаров, бывших в употреблении, — это следствие изменений в потребительском поведении, причем кардинальных, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Мода на осознанное потребление, уход западных производителей и ритейла — это лишь дополнительные причины роста спроса населения на товары вторичного рынка. Главный фактор, который вызывает такую динамику — стремление населения к экономии»,— отмечает эксперт.
По данным Росстата, во втором квартале 2022 года доходы населения в номинальном выражении выросли на 14,7% (в годовом выражении), что ниже инфляции, в реальном выражении — сократились на 1,9%. Рост расходов намного слабее — 8,2% во втором квартале против 16,7% в первом, когда люди массово закупались продуктами питания, бытовой техникой, электроникой и т.п., поясняет господин Деев. Расходы по обязательным платежам (кредиты, налоги, штрафы) увеличились только на 4,8%. Это говорит о том, что люди стремятся экономить все больше, тратить все меньше, продолжает эксперт. Норма сбережений домохозяйств составила 11,7% — такую долю люди откладывают «на черный день», создавая финансовую подушку безопасности. Обычная норма сбережений в два раза ниже — 5-6%, а в кризисные периоды она резко растет и составляет 11-13%.
«Именно это мы сейчас и наблюдаем — россияне четко демонстрируют кризисную модель потребления, что и приводит их на рынок подержанных товаров — так выгоднее. Вероятнее всего, что по мере углубления мирового и внутрироссийского кризиса эти тенденции будут только расти»,— считает господин Деев.
По данным Удмуртстата, по итогам первого квартала 2022 года реальные денежные доходы населения, т.е. остающийся после уплаты всех обязательных платежей с учетом инфляции, уменьшились на 3,7%. Среднедушевые денежные доходы за первые три месяца 2022 года выросли на 9% и составили 25 388 руб.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что вторичный рынок — это весьма популярная и традиционная концепция для российского общества.
«Выделить какой-то один четкий мотив при покупке вещей, бывших в употреблении, сложно. С одной стороны, это разумная экономия без потери качества, порой существенная. С другой стороны, это зрелый взгляд на осознанное потребление. Также немаловажен здесь психологический аспект личной удачи при нахождении выгодного предложения»,— считает эксперт.
В последние годы популярность крупных межрегиональных платформ неуклонно растет. Это удобный формат, особенно с учетом собственной системы безопасных платежей, с понятными условиями доставки и оплаты, добавил господин Сигал.