«Алмаз-Антей» приложится к транспондерам
Петербургский ЗРТО приступает к производству оборудования для оплаты проезда по дорогам
АО «Завод радиотехнического оборудования» (АО «ЗРТО»), входящее в АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"», запускает серийное производство транспондеров, применяемых для оплаты проезда на участках платных дорог России, и планирует, что они появятся в продаже уже в следующем году, сообщила вчера пресс-служба концерна. Локализация выпуска этого оборудования выполняется в рамках соглашения «Алмаз-Антея» с ООО «Автодор — Платные дороги». Эксперты оценивают объем инвестиций в производство не более чем в 100 млн рублей, называют нереалистичными возможности экспорта данной продукции, но считают, что «Автодору» выгодно взять под контроль не только сборку данной продукции, но и более глубокую локализацию.
Комплект электронного приемопередающего оборудования стандарта DSRC, так называемый транспондер, является разработкой АО «ЗРТО», рассказали «Ъ-СПб» в пресс-службе концерна ВКО «Алмаз-Антей». «Стандарт такого рода устройств является открытым и не предполагает лицензирования производства. В электронной части изделия, спроектированной АО "ЗРТО", будет применена как отечественная, так и импортная элементная база из соображений баланса цены и качества. Программное обеспечение и корпус изделия — собственная разработка АО "ЗРТО"»,— уточнили в пресс-службе. Отечественные транспондеры производства концерна появятся в продаже во втором квартале 2023 года. Сейчас транспондеры для проезда через пункты оплаты закупаются в Европе.
Выпуск бесконтактных электронных средств для платных автодорог налаживается в рамках соглашения о научно-техническом сотрудничестве между концерном «Алмаз-Антей» и дочерней структурой госкомпании «Автодор» — ООО «Автодор — Платные дороги», подписанного в конце мая прошлого года. Локализация производства осуществляется на единой площадке Северо-Западного регионального центра «Алмаз-Антея» в Петербурге, где расположено и АО «ЗРТО». Как подчеркивают в концерне, проект способствует ликвидации сформировавшегося дефицита импортных аналогов из-за несостоявшегося запуска проекта производства транспондеров австрийской компании Kapsch на территории РФ и приобретает актуальность в связи с удорожанием поставляемых из Европы изделий после усложнения логистических цепочек.
В соответствии с подписанным соглашением изготовление транспондеров на предприятиях «Алмаз-Антея» будет обеспечивать потребности компании «Автодор — Платные дороги». При этом, по информации пресс-службы концерна, «Автодор» не финансирует опытно-конструкторские работы и постановку на серийное производство этих изделий. Инвестиционный проект ведется в настоящее время из собственных средств АО «ЗРТО». «Объем инвестиций не разглашается в силу подписанного соглашения о конфиденциальности»,— пояснили в «Алмаз-Антее».
Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает стоимость запуска проекта не более чем в 100 млн рублей, так как речь, по сути, идет о производстве по сборке корпусов электронных средств, а не о локализации элементной базы. «Несмотря на рост популярности транспондеров, основные объемы поставок для ЗСД в Санкт-Петербурге и трассы М11 уже выполнены, поэтому локализация производства даже с учетом перспективы расширения сети платных автомобильных дорог представляется очень неоднозначной и экономически неэффективной из-за невозможности выйти на необходимые объемы продаж только за счет продаж в России. Возможности экспорта, например, в страны дальнего зарубежья в условиях санкций выглядят также нереалистичными»,— говорит аналитик.
В пресс-службе компании «Магистраль Северной столицы» подтвердили, что в данный момент спрос на транспондеры ЗСД удовлетворяется в полном объеме и не превышает традиционные объемы реализации. «ООО "Магистраль Северной столицы" ведет активную работу над различными вариантами дальнейшего пополнения склада устройств, включая переговоры с зарубежными поставщиками и потенциальными российскими производителями. Полагаем, что совместными усилиями операторов всех платных дорог РФ вопрос обеспечения рынка транспондерами будет успешно решен в ближайшее время»,— сказали в компании.
Контроль над сборкой транспондеров в России выглядит для «Автодора» вполне логичным с учетом высокой маржинальности их продаж в условиях монопольного ценообразования, добавляет господин Бурмистров, а «Алмаз-Антей» сможет в перспективе стать партнером не только по сборке, но и по более глубокой локализации.