АвтоВАЗ вышел с сокращенки

Предприятие возвращается к привычному режиму работы

Все сотрудники АвтоВАЗа с понедельника, 15 августа, перешли на пятидневный режим работы. После начала специальной военной операции России на Украине на производствах АвтоВАЗа начались вынужденные простои, связанные с нехваткой иностранных комплектующих. Концерн не работал почти весь май из-за нехватки деталей. В июне возобновилось производство легковых автомобилей. По мнению экспертов, предприятию удается перезапустить производство, но «говорить о преодолении зависимости от импорта можно только отчасти».

АвтоВАЗ пытается справиться с кризисом на фоне дефицита иностранных комплектующих

Фото: Игорь Черников, Коммерсантъ

АвтоВАЗ вернулся к пятидневной рабочей неделе, подтвердили в профсоюзной организации концерна. До этого завод работал четыре дня в неделю. С 29 августа предприятие планирует перейти на шестидневный рабочий режим.

После начала специальной военной операции России на Украине на производствах АвтоВАЗа начались вынужденные простои, связанные с нехваткой иностранных комплектующих и приостановкой производства ряда моделей. Концерн находился в простое почти весь май. Производство легковых автомобилей возобновилось в начале лета. 8 июня стало известно, что предприятие возобновило выпуск Lada Granta, но без ABS и подушек ­безопасности.

• В мае стало известно, что доля Renault в АО «АвтоВАЗ» досталась подведомственному Минпромторгу РФ Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) с опционом на право обратного выкупа. Должность главы предприятия занял экс-министр транспорта Максим Соколов. Министр промышленности РФ Денис Мантуров стал председателем совета директоров АвтоВАЗа.

В июле завод возобновил производство Lada Niva Legend. «Первой станет версия Classic’22, разработанная с целью обеспечить максимально возможную локализацию автомобиля, исключив влияние дефицита импортируемых компонентов»,— говорилось в ­сообщении.

• Продажи Lada в России в июле текущего года составили 10,3 тыс. автомобилей, при этом доля компании на рынке превысила 31%. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года падение продаж составило 68%. Всего с начала года было продано 85 тыс. автомобилей российской марки.

Также Автостат сообщил, что завод выпустит ограниченную партию автомобилей LADA Largus (1,8 тыс. шт.) из компонентов, накопленных на складах предприятия. Всего во втором полугодии на АвтоВАЗе собираются выпустить до 140 тыс. ­автомобилей.

Вместе с тем сотрудникам дочернего ООО «Лада-Ижевск» (на заводе в Ижевске собираются Lada Vesta) АвтоВАЗ предлагает выплаты, переобучение и помощь с трудоустройством на другие предприятия за добровольное увольнение. Ранее сотрудники Ижевского автомобильного завода пожаловались, что находятся в простое более пяти месяцев. Они направили открытое письмо президенту Владимиру Путину, в котором рассказали, что на заводе не могут возобновить производство из-за нехватки комплектующих. На заводе работает около трех тыс. ­человек.

По словам генерального директора компании «Классические инвестиции» Юрия Федяева, сейчас АвтоВАЗ производит автомобили с наибольшим уровнем локализации и с наименьшей долей импортных комплектующих, а также комплектующих, права на которые могут принадлежать «Рено» и «Ниссан», однако это очень узкий модельный ряд, поэтому говорить о преодолении зависимости от импорта можно только отчасти.

Как считает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, АвтоВАЗ уже в текущем году может «выйти на колею устойчивого ­роста».

«Возвращение АвтоВАЗа на пятидневную рабочую неделю означает, что предприятие не сдается и старается перезагрузить производство. 140 тыс. машин во второй половине 2022 года — это, разумеется, мало для такого гиганта, тем не менее речь идет о позитивном тренде. В принципе АвтоВАЗ может достичь запланированного показателя, поскольку, возможно, по одним компонентам решен вопрос с их закупками в Азии, по другим — с приобретением у российских производителей, по третьим — в процессе решения. Кроме того, положительную для завода роль сыграют программы государственной поддержки автомобилестроения и уход с российского рынка западных автоконцернов, оставивших свои ниши для АвтоВАЗа и еще не занятых китайскими брендами»,— отмечает эксперт.

Сабрина Самедова

Вся лента