OBI нашла покупателя

Как новый владелец будет развивать торговую сеть строительных товаров

Покупка российского бизнеса OBI обошлась всего в 600 руб. Столько на их сайте стоит средство для отпугивания кротов. Причем до пандемии 27 гипермаркетов с товарами для дома и сада стоили в 10 млн раз больше, рассказал новый собственник Йозеф Лиокумович. В интервью Forbes предприниматель пояснил, что вся сеть досталась ему так дешево из-за миллиардных убытков, однако он намерен вернуть компании прибыль. Получится ли? Выяснял Иван Якунин.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Йозеф Лиокумович называет себя другом владельцев материнской компании OBI. Он якобы помогал бренду, когда тот заходил в Россию в 2003 году. Закончился этот поход трагично: после начала боевых действий на Украине штаб-квартира решила закрыть гипермаркеты и продать бизнес — местные менеджеры отказались. Начался корпоративный конфликт, и бизнес в доверительное управление передали предпринимателю Борису Любошицу. Тогда он рассказывал “Ъ FM”, что его задача — сохранить компанию и передать ее новому владельцу. Теперь его миссия выполнена.

«Удалось построить отношения с командой, открыть все 27 магазинов OBI, перейти на новую IT-систему, встретиться с арендодателями и существенно снизить арендные платежи, договориться с основными поставщиками, кредиторами об отсрочках, рассрочках, скидках и так далее. У меня были контакты с представителями и MAX, и Лиокумовича. Мне всегда озвучивалось желание сделать этот бизнес безубыточным, а также готовность инвестировать и развивать его для тех же клиентов, с той же ценовой политикой»,— говорит Любошиц.

Но факты, которые озвучил новый владелец, говорят сами за себя. Бизнесмен пытался купить компанию еще в 2019 году, когда она стоила около €100 млн. Но пандемия довела ее до убытков в 2,5 млрд руб. в год. Так, возник долг перед материнской компанией и российскими партнерами. Предприниматель обнаружил завышенную стоимость аренды, закупок. Тем не менее Лиокумович рассчитывает на рост уже в конце следующего года. Гендиректор агентства Infoline Иван Федяков в это не верит:

«У рынка DIY в целом нет никаких проблем. Почти 70% населения имеет как минимум загородный участок.

Но многие из этих 27 гипермаркетов расположены внутри торговых центров, посещаемость которых снизилась на треть. Проблемы только усугубятся. Такие сети, как OBI, были ориентированы на поставки европейской продукции на российский рынок. Менять-то стали на китайский ассортимент, который не сильно отличается от того, что представлено в Leroy Merlin — только цены выше, и вся бизнес-модель начала расшатываться».

Есть и еще один риск. Материнская компания забрала права на бренд. В сентябре OBI будет менять вывески. Сам Лиокумович уверен, что бизнес ничего не потеряет, качество товаров останется прежним. Новое название он не раскрыл, но эксперт по стратегическим коммуникациям Сергей Скрипников уверен, что рынок увидит еще одно неожиданное маркетинговое решение:

«История с "Вкусно — и точка" убедила нас в том, что первая реакция может быть довольно ошибочной. На старте всем это показалось очень странным решением, немного совковым. С другой стороны, само название за счет странности стало мемом. Теперь оно играет на руку бренду, поскольку его узнаваемость растет органически, ведь мем довольно широко идет в народ».

Новый собственник, впрочем, пока обеспокоен другими вещами. В интервью Forbes он пожаловался, что в магазинах играет зарубежная музыка, а должна звучать российская. 9 мая, например, по его распоряжению вместо джаза в колонках посетители OBI услышали фронтовые песни времен Великой Отечественной. Поэтому новое название, возможно, будет таким, что на его фоне маркетплейс «Ягодки» покажется цветочками.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента