Двигатели хотят оставить на службе

Насколько безопасно продление срока работы комплектующих для Ми-8

Utair просит власти продлить срок эксплуатации двигателей для вертолетов Ми-8. Большинство агрегатов выработало свой ресурс в 7,5 тыс. часов полета, пишут СМИ со ссылкой на компанию. Двигатели ТВ3-177 производятся еще с советских времен. Тем не менее Utair призывает разрешить использовать приводы до 9 тыс. часов. Вертолеты семейства Ми-8 — самые популярные двухдвигательные в мире, всего их насчитывается более 12 тыс.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Насколько безопасно продление предельного срока работы двигателя? Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что принимать решение об увеличении ресурса нужно после обследования каждого конкретного устройства. В этом случае проблем с безопасностью возникнуть не должно, говорит он:

«Накоплен колоссальный опыт эксплуатации. Есть возможность получить исчерпывающую информацию, какие конкретно узлы, агрегаты двигателя лимитируют его использование. Также можно разработать программу эксплуатации, которая бы позволила поднять назначенный ресурс, то есть совокупный срок службы с учетом нескольких промежуточных капитальных ремонтов.

Эта задача, на мой взгляд, вполне реализуема и на нынешнем уровне, который достигнут в применении. Никакого снижения уровня безопасности полетов такое решение не спровоцирует. Для его принятия нужно провести достаточно масштабные работы, связанные с изучением статистики. Если в итоге окажется, что надежность двигателя при работе в промежутке с 7,5 тыс. до 9 тыс. часов ухудшается, инициатива просто-напросто не получит одобрения авиационных властей.

Вертолеты семейства Ми-8 налетывают в год до 500 часов. Увеличение ресурсов до 9 тыс. часов даст дополнительные несколько лет беспроблемной эксплуатации. Ми-8 в основном — примерно в 65% случаев — привлекаются для работ в интересах нефтегазовой отрасли: для перевозки вахтовиков, доставки различных грузов. Порядка, может быть, 20% составляют пассажирские перевозки и доставка сопутствующих грузов. Остальное — это авиационные работы, в том числе в интересах санавиации, "Авиалесоохраны", патрулирования, обучения персонала и так далее».

В 2016 году началось серийное производство современных двигателей ВК-2500. Однако вертолеты так и не были ими оборудованы. Проблемы возникли в том числе из-за высокой стоимости моторов, отмечает руководитель технического комитета Ассоциации вертолетной индустрии Олег Худоленко: «Разговаривал буквально на прошлой неделе с техническим директором Utair, и он говорит, что у них на складе лежит чуть ли не 100 двигателей, которые отработали 7,5 тыс. Они давно поднимали этот вопрос.

На мой взгляд, эти двигатели можно модернизировать.

ВК-2500 в основном поставляются за рубеж, в Китай, а также в российские Вооруженные силы. Китай заказал 200 Ми-17 "Вертолетам России". Поэтому двигатели, которые, может быть, раньше и планировали вводить в гражданскую авиацию, уйдут туда».

В результате Ми-8 продолжают летать на старых двигателях ТВ3-177, и сильнее всего проблема ощущается именно у Utair.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Александр Рассохин

Вся лента