Разморозке инвестиций дали шанс
Насколько реально разблокировать активы россиян в НРД
Еврокомиссия допустила разморозку инвестиций россиян. Там пояснили, что операции с Национальным расчетным депозитарием возможны, если он не будет получать выгоды. Кроме того, такие сделки должны быть согласованы европейскими регуляторами. НРД попал под санкции в начале июня. В результате активы нескольких миллионов россиян оказались заморожены, заявляли в ЦБ. Регулятор уточнял, что только иностранных акций заблокировано на сотни миллиардов рублей.
Насколько реально разморозить активы? Специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова говорит, что получить разрешение можно за два месяца, но продать бумаги на рынке не получится: «Возможность получать лицензию появилась не сейчас, после комментариев Еврокомиссии, она была изначально.
Средний срок — примерно два месяца. Это все реально и, конечно, во многом зависит от того, кто просит, все-таки прямые обращения клиента имеют больше шансов на успех, чем брокеров. В любом случае регулятору нужно убедиться, кому именно будут переведены средства, что это неподсанкционное лицо. Если это прямое обращение клиента, естественно, такую идентификацию провести гораздо проще.
Есть еще внутренние препятствия. У нас в России все ценные бумаги были переведены по указанию регулятора на неторговые счета, и с ними на биржевых торгах ничего сделать нельзя: ни перевести их другому брокеру вне контура НРД, ни продать на торгах по рыночной цене. Внебиржевые торги на основании отдельных договоров сохраняются, но по какой цене их продавать и кто их купит — совсем другой вопрос».
В июле НРД уже переставал брать плату за перевод акций между счетами. После этого международный депозитарий Clearstream разрешил конвертацию расписок российских эмитентов. Там сочли, что такой механизм не нарушает санкций, потому что НРД не получает прибыли.
Даже если российский депозитарий снова откажется от дохода, разморозить активы вряд ли будет просто, полагает управляющий директор инвесткомпании «Иволга капитал» Дмитрий Александров:
«Если посмотреть историю со старта спецоперации, то со стороны отдельных инвесторов было подано порядка 200 заявлений, и на сегодняшний день только четыре из них, насколько мне известно, были удовлетворены местными регуляторами.
Сказать, что это путь для всех инвесторов, однозначно нельзя. Нужно понимать, что это очень дорогостоящая процедура в плане юридических издержек.
Реально частный инвестор самостоятельно может этим заниматься, только если его счет заблокирован и составляет несколько миллионов или даже несколько десятков миллионов условных единиц. В целом на уровне инфраструктуры всего рынка создан Клуб защиты прав инвесторов на базе НРД и группы "Московская биржа". Он как раз выкладывал заявление, что в целом рынок сейчас скоординирован и предпринимает общие усилия в части разблокировок, но все равно на это, скорее всего, уйдут месяцы.
Плюс может возникнуть проблема, когда одному лицу придется получать несколько лицензий, потому что по одной бумаге транзакции идут через один депозитарий, по другой – через другой. Скорее всего, эти разрешения нужно будет получать в разных европейских банках-регуляторах. Основная локация — это Бельгия. Но также много транзакций проходило через Германию, Великобританию. Это один из тех моментов, которые осложняют все операции.
Европейцы скорее заинтересованы в том, чтобы найти решение, поскольку в России также есть большое количество зарубежных активов, которые находятся в замороженном виде. Наверное, регуляторы ЕС могут пойти навстречу по договоренности, как и наш Центробанк по отношению к недружественным нерезидентам».
В НРД признали включение в санкционный список чрезвычайной ситуацией. Депозитарий обратился в суд ЕС в Люксембурге и потребовал отменить ограничения.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".