Вместе против единого
Нижегородская область не поддержит законопроект о монополизации рынка рекламы
Торгово-промышленная палата Нижегородской области совместно с депутатами регионального парламента и рекламными агентствами к сентябрю подготовят поправки к проекту закона о создании в России единого оператора наружной цифровой рекламы. Эксперты считают, что инициатива депутата Госдумы РФ Артема Кирьянова лишит муниципалитеты полномочий по регулированию отрасли и отчислений в бюджет от аренды площадей, а цены на размещение рекламы вырастут. Участники рынка назвали формальным обоснование законопроекта о возможности хакерских атак на программное обеспечение носителей и предлагают разработать и внедрить единый софт для всех операторов, исключив участие в них иностранных компаний.
Комитет по экономике заксобрания Нижегородской области обсудил поправки к проекту о едином операторе наружной цифровой рекламы. Эту инициативу единоросса Артема Кирьянова Госдума РФ утвердила в первом чтении в июле, но ФАС ее раскритиковала, считая, что законопроект предполагает фактическую монополизацию рынка рекламных цифровых носителей под единой структурой.
Председатель комитета по рекламе областной Торгово-промышленной палаты Сергей Стешов напомнил нижегородским депутатам, что поправки к закону «О рекламе» обоснованы защитой национальных интересов.
«Подоплекой законопроекта является опасение возможного иностранного вмешательства и размещения на электронных носителях контрафактного и антигосударственного контента. Однако объединения участников рынка очень обеспокоены перспективами применения закона», — сообщил он депутатам. Ссылаясь на мнения Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Союза операторов наружной рекламы, Сергей Стешов обрисовал риски для рекламного рынка и регионов: многие субъекты уже направили в Госдуму свое несогласие с проектом закона о едином операторе. По его словам, инициатива лишит муниципалитеты доходов от сдачи в аренду мест под цифровые носители, а регионы — полномочий регулирования этой деятельности.
Например, администрация Нижнего Новгорода по итогам торгов на размещение конструкций заключает с победителями пятилетние контракты. А единый оператор получит земельные участки без торгов минимум на 30 лет и разместит конструкции по собственной схеме, а не по муниципальной.
«Иными словами, есть сегодня региональные и муниципальные схемы размещения рекламы, но вне зависимости от их наличия и существования единый оператор создает свою схему, которую никак не согласовывает с властями», — пояснил господин Стешов.
Он добавил, что с единым оператором не смогут конкурировать остальные локальные игроки, а рекламные конструкции будут дублироваться: «Рядом с существующими носителями, за которые предприниматели заплатили большие деньги в бюджет, появятся другие конструкции, которые не отражены в муниципальной схеме и достались оператору со значительно меньшими затратами». Для Нижнего Новгорода это особенно актуально, так как город после Москвы и Санкт-Петербурга занимает третье место по количеству цифровых биллбордов и медиафасадов.
Пока в Торгово-промышленной палате Нижегородской области предложили две поправки к проекту закона. Во-первых, участники рынка предлагают запретить иностранное участие в компаниях-операторах по аналогии с законом о СМИ. Во-вторых, необходимо создать отечественное программное обеспечение, надежно защищенное от возможных атак. Сейчас десятки операторов наружной цифровой рекламы используют разный софт, который необходимо унифицировать. Наконец, в законе должны быть прописаны гарантии сохранения за муниципалитетами и регионами полномочий регулирования рынка, считает председатель комитета заксобрания Игорь Норенков.
«Надеюсь, мы сможем подготовить поправки и направить их в Госдуму, чтобы, во-первых, обеспечить адекватный контроль за контентом от хакеров из недружественных стран. А во-вторых, исключить нормы, нарушающие закон "О конкуренции"»,— подчеркнул депутат Норенков. Он отметил, что поправки Кирьянова с регионами не обсуждались, а местным бюджетам необходимо сохранить доходы от рекламных мест.
Его коллега Рустам Досаев высказался острее: «Нам не нужен очередной монополист, который сможет диктовать свои правила, будет устанавливать единые цены, а в итоге убьет всех конкурентов и лишит муниципалитеты заработка от розыгрыша тендеров». Господин Досаев добавил, что рушить устоявшийся бизнес в нынешней ситуации неприемлемо.
Роста цен на рынке цифровой наружной рекламы опасаются и участники нижегородского рынка.
11 операторов обратились к полпреду президента в ПФО Игорю Комарову с коллективным обращением, сообщив, что цены на размещение рекламы станут монопольно высокими, а рост числа цифровых носителей сделает нерентабельными остальные рекламные конструкции. Кроме того, власти потеряют возможность влиять на архитектурный облик городов, считают в рекламных агентствах.
Доводы о кибербезопасности некоторые рекламщики считают надуманными, полагая, что это лишь прикрытие для монополизации рынка.
В ближайшее время депутаты и участники рынка сформулируют предложения по поправкам от региона, а комитет утвердит их на внеочередном заседании в августе. Ко второму чтению 9 сентября предложения планируется направить в Госдуму. Ожидается, что несогласие с проектом федерального закона представит и губернатор Глеб Никитин.