Инвестиционная индея
В тройке лидеров рынка может появиться новый игрок
Выставленный на торги третий производитель индейки в России — Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури (БПК) — может отойти неожиданному покупателю. Победителем торгов с ценой свыше 3,3 млрд руб. стала структура, связанная с агрохолдингом Don Agro бывшего топ-менеджера группы МДМ Евгения Туголукова. Рынок индейки еще не насыщен, а снижение цен на зерно положительно сказывается на рентабельности этого бизнеса.
Победителем торгов по продаже имущества Башкирского птицеводческого комплекса имени Гафури стала GB Finance Ltd. из Казахстана, предложившая за актив 3,3 млрд руб. Протокол торгов размещен в реестре сведений о банкротстве. По словам знающего о торгах собеседника “Ъ”, победитель связан с агрохолдингом Don Agro бывшего топ-менеджера группы МДМ Евгения Туголукова.
По данным сервиса международного финансового центра «Астана», GB Finance Ltd. учреждена в конце апреля 2022 года, владельцем компании указан Денис Черкашин. Человек с таким именем и фамилией был среди акционеров Мультибанка, чьи активы, по данным СМИ, в 2010-х годах перешли структурам, связанным с МДМ-банком. Гендиректор Don Agro Марат Девлет-Кильдеев не стал отвечать на вопросы “Ъ”.
БПК в 2017 году был третьим производителем индейки в стране, выпускал продукцию под брендом «Индюшкин».
Принадлежал дочери экс-депутата Госдумы Марселя Юсупова Нелли Юсуповой и бывшему владельцу Уралкапиталбанка Дамиру Камилову. Но с бизнесом возникли сложности, в 2018 году компания вошла в процедуру банкротства. Размер требований кредиторов — 17,5 млрд руб., из которых 12,7 млрд руб.— долг перед Россельхозбанком.
Для участников рынка итоги торгов стали неожиданностью. Об аренде БПК еще в 2019 году договорился птицеводческий комплекс «Урал» (ПК «Урал») — структура Gleden Invest Александра Клячина, среди активов которого — сеть Azimut Hotels, девелопер KR Properties, завод плавленых сыров «Карат» и др. По данным Agrifood Strategies, в 2021 году ПК «Урал» выпустил 20,24 тыс. тонн мяса индейки. Сегодня это также соответствует третьему месту после ГК «Дамате» Наума Бабаева и Рашида Хайрова (марка «Индилайт») и «Черкизово» семьи Михайловых (бренд «Пава-Пава»). Представитель Александра Клячина отказался от комментариев.
Партнер юридической фирмы «Никольская консалтинг» Алексей Панич говорит, что инвестор может скрывать свой интерес к активу на этапе проведения торгов, чтобы не привлекать внимание других участников рынка и не вызвать повышение цены имущества.
По подсчетам источника “Ъ” в отрасли, БПК может выпускать около 24 тыс. тонн мяса индейки в год, а при средней цене 200 руб. за 1 кг текущий оборот бизнеса оценивается в 4,8 млрд руб.
Господин Панич отмечает, что смена собственника не означает автоматическое прекращение договора с арендатором. Но, как правило, условия большинства договоров могут позволить арендодателю расторгнуть контракт досрочно, указывает он.
Для Don Agro БПК может стать выходом в новый сегмент бизнеса. По собственным данным, сейчас холдинг фокусируется на растениеводстве и производстве сырого молока. Земельный банк Don Agro — 67,34 тыс. га, а молочные фермы на конец 2021 года включали более 4 тыс. голов КРС. Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев говорит, что, несмотря на общие сложности на российском продовольственном рынке, производство мяса индейки продолжает расти в годовом выражении. По его словам, спрос поддерживают стабильные цены и маркетинговые инвестиции крупнейших участников рынка. Как отмечает господин Давлеев, на рентабельности производства индейки положительно сказывается снижение цен на зерно, а основные логистические риски, связанные с доставкой инкубационных яиц, ветеринарных препаратов и компонентов кормов, были преодолены в первые месяцы кризиса.
Сергей Михайлов, гендиректор «Черкизово», в интервью “Ъ” в июне 2021 года:
«Потребитель все больше привыкает к мясу индейки, но вопрос, что будет с ценами».
В «Черкизово» говорят, что российский рынок индейки развивается очень активно, но, несмотря на хорошую динамику в последние годы, еще далек от насыщения. Спрос будет поддерживать тренд на здоровый образ жизни и популярность диетической продукции, считают там.