Коронавирус не вернет склады
Курские власти отбирают недостроенный логоцентр у воронежского металлотрейдера «Протэк»
Воронежский металлотрейдер ГК «Протэк» Льва Полянского, один из крупнейших игроков профильного рынка в Черноземье, может лишиться своей курской площадки — склада площадью 21,3 тыс. кв. м. Участок под ним компания арендовала у областных властей под гарантии достройки здания, но так и не завершила ее. Теперь договор аренды истек, а обладминистрация требует продать недострой с публичных торгов. В «Протэке» утверждают, что обязательства не удалось выполнить из-за коронавируса, но юристы считают, что компания не сможет доказать это в судах.
ООО «Протэк» (входит в одноименную группу компаний) направило в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу на июньское решение курского арбитражного суда, удовлетворившего иск комитета по управлению имуществом Курской области к компании. Жалоба принята к производству, заседание назначено на 14 сентября.
ГК «Протэк» основана Львом Полянским в Воронеже в 1992 году; бизнесмен является единственным учредителем и гендиректором компании. Поставляет товары для строительства (от металлопроката, труб и цемента до лакокрасочных и кровельных материалов), в первую очередь металлические изделия. Управляет четырьмя складскими комплексами в Воронеже, двумя — в Волгограде, по одной — в Подольске Московской области, Астрахани, Белгороде, Курске и Саратове, а также в Лисках и Россоши Воронежской области. По данным Kartoteka.ru, выручка ООО «Протэк» в 2021 году составила 9,7 млрд руб., чистая прибыль — 28,1 млн руб.
Стороны спорят о судьбе территории площадью 40,2 тыс. кв. м на восточной окраине Курска — в промзоне по улице 2-й Агрегатной, 5а. На этом участке находится недостроенное двухэтажное здание площадью 21,3 тыс. кв. м. Это здание было недостроем еще в 2000-х годах; ранее в нем предполагалось разместить производство изделий из пластика. В 2010 году комитет по управлению имуществом заключило с местным ООО «Артстоун» договор аренды участка до 2015 года, по условиям которого компания должна была достроить здание.
Но юрлицо сделать этого не смогло и в 2014 году даже ненадолго ушло в процедуры банкротства, а впоследствии было присоединено к другой компании. В 2015 году договор с «Артстоуном» был перезаключен на тех же условиях до июня 2018 года; к тому моменту готовность здания составляла 57%.
В 2017 году «Артстоун» заключил договор перенайма с ООО «Протэк», по которому права и обязанности по договору перешли к воронежской компании. Право собственности на строение также было зарегистрировано за новым арендатором. В феврале 2019-го комитет задним числом заключил с «Протэком» еще один договор аренды на тех же условиях — теперь до декабря 2021 года. Но и к этому сроку компания не начала достройку здания. Договор аренды продлен не был, а комитет потребовал в суде изъять недострой у «Протэка» «путем продажи с публичных торгов».
В «Протэке» возражали, утверждая, что принимали меры к завершению «реконструкции». Компания представила в суде проектную документацию 2019 года, договор на проведение экспертизы проектной документации, градостроительный план земельного участка 2020 года, согласование реконструкции объекта в приаэродромной территории военными, техусловия на подключения к газовым сетям и другие документы. Также в компании отметили, что завершение строительства попало на период распространения коронавируса. Теперь «Протэку» для достройки осталось лишь актуализировать инженерно-геодезические изыскания и техобследование, утверждают в компании.
Но суд решил, что «Протэк» не смог доказать связь коронавирусных ограничений и задержки в строительстве. Компания успела воспользоваться правом на однократное продление договора аренды, но так и не достроила здание, поэтому строение в соответствии с нормами Гражданского кодекса подлежит изъятию, установили в суде. Также суд отметил, что юрлицо не обращалось к властям за пролонгацией договора аренды из-за коронавирусных сложностей.
Статья 239.1 Гражданского кодекса указывает на возможность продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов в случае, когда прекращается договор аренды земельного участка (находящегося в государственной или муниципальной собственности), заключавшийся для достройки здания. Так государство следует принципу единства земли и зданий на ней. Требование о продаже (его заявляет орган власти или местного самоуправления) не подлежит удовлетворению лишь в одном случае — если собственник объекта докажет, что нарушение срока строительства связано с действием или бездействием органов власти, местного самоуправления или собственников сетей, к которым должен быть подключен объект. Начальная цена продажи определяется рыночной стоимостью недостроя, а вырученные средства (за исключением затраченных на проведение торгов) выплачиваются бывшему собственнику.
Управляющий терминально-складским корпусом «Курск» «Протэка» Денис Буровников сказал «Ъ-Черноземье», что ему «неизвестно о судебных разбирательствах». Лев Полянский передал «Ъ-Черноземье», что не будет комментировать разбирательство, так как он «не юрист».
Ранее на официальном сайте компании сообщалось, что в Курске она приобрела «производственно-складской комплекс» площадью «около 25 тыс. кв. м» на территории 4,2 га, «оснащенный грузоподъемными механизмами». «Площадка удобно расположена для обеспечения предприятий и населения региона продукцией производственных и торговых подразделений в полном ассортименте»,— утверждали в «Протэке».
Других складов в Курске, по официальным данным компании, у нее нет. Согласно размещенным в открытом доступе фотографиям объекта, «Протэк» использовал под свои нужды около трети здания.
В интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» в июне 2022 года Лев Полянский говорил, что компания приобретала «привлекательные с инвестиционной точки зрения площадки»: «Сейчас они оцениваются во много раз дороже, увеличивают условную капитализацию компании и удовлетворяют всем требованиям к логистическим особенностям работы с нашим ассортиментом продукции».
Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Станислав Валежников полагает, что шансы «Протэка» на успешное обжалование решения суда невелики: «Компания не сможет сослаться на форс-мажор, так как имела право попросить продления срока договора аренды в период ковида для достройки объекта. "Протэк" должен был доказывать, что нарушение срока строительства связано с действиями или бездействием органов власти или владельцев сетей. Исходя из аргументов компании, она принимала усилия для достройки здания, но не доказала, что не смогла получить нужные документы».