«Хороший товар стоит денег»
Потребители о своем видении качества китайской продукции
50 лет назад китайские производители впервые представили свои товары на западном рынке. «Ъ» спросил бизнесменов, журналистов и блогеров, как они относятся к продукции из КНР.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
— В любой покупке не нужно себя обманывать изначально: хороший товар, неважно чьего производства, стоит денег.
Я покупаю иногда на AliExpress «приблуды»: свет, планки, держалки для фото- и видеотехники, но при этом знаю качество этих изделий и кто их изготавливает. Покупал мелкий инструмент для дачи: отвертки, ключи, сверла. Выкинул это все очень быстро — слабый незакаленный металл не выдерживал нагрузок.
Неплохие китайские машины стоят больших денег, там все в порядке и с производством, и качеством материала. В Китае, как и во все мире, уже нельзя задешево сделать хороший автомобиль. Как, правда, еще и невозможно изготовить премиальное авто уровня «Мерседеса». Нет наработок.
Сергей Санакоев, руководитель Центра исследований АТР, член РСМД:
— То время, когда китайские товары воспринимались как некачественные, безвозвратно ушло. Напротив, наступает эра повсеместного использования китайской продукции. И если еще недавно нас вполне устраивали соотношение цена/качество китайской бытовой техники, одежды, обуви, то уже сейчас в спросе китайские автомобили. А уже через год мы будем летать на китайских самолетах.
Я больше 20 лет одеваюсь во все китайское. Различные гаджеты, часы и прочее. Частным авто не пользуюсь уже больше семи лет, но помогаю нашим импортерам выстраивать сотрудничество с рядом автопроизводителей Китая. Нареканий пока не было.
Сергей Рак, заместитель директора Российской ассоциации франчайзинга:
— У меня из китайского только смартфон и стационарный компьютер, выпущенный под мировым брендом. Все работают отлично. Начиная с 1990-х, когда в нашу страну хлынул поток не очень качественной одежды, обуви, игрушек и бытовой техники из Китая, многое изменилось. В Китай пришли мировые производители из Германии, Великобритании, США, других стран со своими технологиями, и качество продукции улучшилось.
Мой приятель, работающий в проекте создания термоядерного реактора во Франции, приехал в Китай проинспектировать производство деталей и был поражен уровнем высокоточного станка, на котором они изготавливались. «Немецкий?» — спросил он. «Нет, наш, отечественный!» — с гордостью ответили китайцы.
Юлия Загитова, секретарь Союза журналистов России, член Общественной палаты РФ:
— В моей жизни за последнее время были три китайских монопода — крайне удобная вещь для того, чтобы проводить прямые трансляции и делать большие панорамные фотографии. Но они все поломались при регулировании телефона, видимо, потому, что были сделаны из крайне дешевого пластика. И это произошло всего за пару месяцев!
Александр Манёнок, генеральный директор ГК «Аскона»:
— Все мы покупали китайские товары, они ломались через две недели использования. Таких и сейчас полно на маркетплейсах, и нарваться на них можно легко. Но если брать транснациональные китайские компании — их товары довольно качественные.
Наша семья уже несколько лет пользуется техникой от Xiaomi, она работает без единой поломки. У детей умные браслеты Mi Band — надежные и удобные. У нас в «Асконе» был опыт работы с китайским оборудованием для производства матрасов и мебели. Мы его заказывали и пересобирали, потому что знали, какие узлы быстро выйдут из строя. Мы вместе с поставщиком устраняли неполадки и вместе с ним развивались. И вот, спустя пять лет, это оборудование стало одним из лучших в мире.
Александр Вайс, криптопредприниматель, инвестор в недвижимость и ювелирные изделия, блогер (Саша Вайс):
— В первую очередь я бы не стал связываться с китайскими машинами и запчастями. Пугает китайская косметика — просто непонятно, из чего она состоит и каким образом может повлиять на кожу. Но больше всего не доверяю ювелирным украшениям из Китая. Если смотреть фото на AliExpress и Alibaba, то они выглядят красиво. А в реальности это очень ненадежная история: и внешне в разы хуже, и металл — дешевая мягкая латунь, которая гнется от одного прикосновения и пачкает руки.
Из хороших китайских товаров как-то заказал очень «вкусное» и интересное мыло. Но и цена была соответствующая — выше среднего.
Алексей Маслов, историк-востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ:
— Я не доверяю тем товарам, которые поставляются в обход официальных каналов или с интернет-маркетов. Там может попасться все что угодно. Но в первую очередь это касается одежды, еды, детских игрушек… Большинство же товаров, официально идущие на экспорт, производятся в КНР по стандартам и проходят жесткий контроль. В моей коллекции наручных часов из Китая несколько моделей радуют меня уже больше 15 лет. Есть и деловые костюмы. Но покупалось все это в Китае и в дорогих магазинах.
Сергей Моряхин, инструктор по вождению, ведущий YouTube-канала Avtoinstruktor-62:
— Отношение к товарам из Китая неоднозначное. С одной стороны, не очень хорошее качество большинства китайских запчастей для европейских автомобилей, на которых занимаются наши ученики. В целях безопасности мы стараемся их избегать при обслуживании и ремонте.
С другой стороны, для личных поездок уже полтора года использую китайский внедорожник Haval H5 и, учитывая соотношение цена/качество, я им доволен. Конечно, за почти 50 тыс. пробега возникали нештатные ситуации (перегорел прикуриватель в багажнике, заскрипело водительское кресло), но они все устранялись в рамках гарантии. В остальном я не обращаю пристальное внимание на то, что товар сделан в Китае.
Андрей Третьяков, ресторатор, партнер сети ресторанов Stereopeople Group:
— Надпись «made in China» на этикетке у меня не вызывает доверия. Кажется, что китайские производители удешевляют товары за счет некачественных материалов. Наверное, больше всего я не доверяю электроприборам из Китая — от гирлянд до СВЧ-печей и прочего. Не хочется получить удар током. А хорошая на первый взгляд вещь может прослужить очень недолго и обычно в самый неподходящий момент выйти из строя. Однажды я купил гирлянду, которая поработала час-полтора и отключилась навсегда.
Александр Горный, блогер, сооснователь United Investors:
— У меня нет стереотипов по поводу китайской продукции. Доверяю их электронике и тем более одежде. Я искренне думаю, что завод в Пекине дает качество не хуже завода в Париже. При этом обычно не слежу, где произведена та или иная вещь. Про ноутбук точно знаю, что он китайский, и им доволен.
Андрей Зиновьев, предприниматель, сооснователь инвестиционной платформы Hiero Capital:
— Здесь важно выстраивать правильные ожидания. Китай очень силен в том, что касается массового производства, и дает отличный результат за небольшие деньги. Соотношение value for money у них прекрасное. При этом чем выше мы двигаемся по технологической сложности или уникальности продукта, тем меньше будет выбор китайских брендов и товаров.
Пока это все больше массмаркет, как AliExpress, чем штучные и высокотехнологичные вещи. Но есть исключения, например электромобили, которые в России почти не продаются. В этом направлении у китайцев технологии достаточно хорошие, местами сравнимые даже с Tesla.