Предприниматели вспомнили былое
Как бизнес относится к возвращению коронавирусных ограничений
Регионы один за другим начинают вводить ограничительные меры на фоне роста заболеваемости COVID-19. Так, маски вновь стали обязательными в общественных местах Тувы и Бурятии. Власти Вологодской и Новосибирской областей пока только рекомендуют жителям использовать средства индивидуальной защиты. С 22 августа масочный режим будет действовать в здании правительства. А готов ли бизнес к потенциальным ограничениям? Выяснял Владислав Викторов.
Первым, кто почувствовал первую волну ковидных ограничений, стал общепит. С марта 2020-го два месяца кафе и рестораны работали только на доставку и навынос. Тогда же почти все москвичи самоизолировались и выходили из дома исключительно по цифровым пропускам. Закрылись фитнес-клубы, выставки, кинотеатры.
А уже осенью столичные офисы познакомились с удаленкой. 30% сотрудников работали в дистанционном режиме как минимум год, а то и полтора. Окончательно его отменили лишь в феврале 2022-го. Возвращение совещаний в Teams или Zoom управляющего партнера инвестиционной группы Sesegar Ирину Жарову-Райт не пугает.
По ее словам, куда сложнее в условиях ограничений было командировать сотрудника в другой регион: «Отменилось большое количество совещаний, которые мы предполагали провести очно. Они были переведены в онлайн. Только в нашем офисе больше 50% сотрудников находятся на больничном.
Вернулись кварцевые лампы, моем руки, дезинфицируемся, совершенно нормально чувствуем себя на совещаниях в масках. От пребывания дома падал КПД. Когда на удаленке 50% персонала, а тебе его нужно командировать, потому что это уникальная профессия. Изгалялись как могли».
В последние месяцы компании сильно охладели к удаленке. По данным SuperJob, сотрудники на дистансе остались лишь в 11% российских организаций, тогда как в начале весны такой режим действовал в каждой четвертой. А вот фитнес-индустрию с ростом числа заболевших больше всего волнует риск закрытия.
Например, некоторые точки X-Fit уже находились в простое от трех до пяти месяцев. Становится очевидно, что скоро придется возвращаться к маскам и термометрии, говорит пиар-директор сети Ольга Чиненова: «Пока общий процент заболевших поднимается несерьезно. Еще с прошлых коронавирусных ограничений действуют профилактические меры. Просим сотрудников с признаками заболевания не выходить на работу, а перед выходом сдать тест.
В самих клубах продолжается работа по дезинфекции. Честно говоря, очень бы не хотелось в полном объеме все это вводить, но начинаем задумываться о том, чтобы хотя бы в зоне ресепшн сотрудники находились в масках. В ближайшее время, видимо, будет принято решение проводить бесконтактный замер температуры у всех входящих».
В FinExpertiza подсчитали, что первая волна коронавируса, выпавшая на весну 2020 года, трети российских компаний запомнилась убытками более чем в 1,5 трлн руб. Существенные траты приходились на частую дезинфекцию помещений, вспоминает учредитель химчистки-прачечной «Акварели» Тамара Нехорошева.
И сейчас в условиях низкого спроса возвращение этой меры сильно бы ударило по бизнесу, говорит она: «С большой осторожностью и тревогой ждем этих ограничений. Что касается санитайзеров, озонаторов, все есть. Маски для сотрудников приобрели в первую волну коронавируса.
Больше всего напрягает ведение журнала измерения температуры у сотрудников раз в час, обработка через каждый час.
Это нагрузка на персонал — нужно отвлекаться от основной деятельности и обрабатывать перила, само помещение, поверхности столов, стулья, на которых сидели клиенты. И эти дезинфицирующие средства стоят очень дорого».
А вот отельеры больше всего опасаются ограничений на передвижения. По словам владельца отеля «Гельвеция» Юниса Теймурханлы, отрасль до сих пор не оправилась от предыдущего локдауна: «Соблюдается дистанция на шведском столе в ресторане, уборка специальными средствами номеров. На респешн стоят защитные экраны, также есть рециркулятор — мы, честно говоря, от этого толком и не уходили.
Приблизительно 10-15% болели за последнее время и болеют сейчас. Скорее всего, в ближайшее время опять попросим персонал носить маски. Что касается самых жестких ограничений, которых мы боимся, это, безусловно, карантин, запрет на передвижение. Это повлекло очень серьезные последствия для нашей отрасли».
Бизнес-омбудсмен Борис Титов на днях заметил, что именно санитарная обработка, удаленка и ограничения по времени работы вызывают больше всего негатива у предпринимателей. По его словам, если и принимать меры, то негубительные для бизнеса, особенно в период санкций.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".