«Винная дорога — это просто черта на карте, если нет событий и инфраструктуры»
Леонид Попович, представитель в России Всемирной организации винного туризма, о проблемах и перспективах этой сферы
Состоявшийся в середине августа в Москве форум «Путешествуй!» выявил высокий интерес к развитию в стране винного (энологического) туризма. Речь шла прежде всего о юге РФ, где более сотни соответствующих объектов. Некоторые из них включены в федеральные и региональные туристические маршруты. В рамках форума очередную винную дорогу предложила проложить администрация Краснодарского края, который лидирует в стране по количеству объектов энотуризма. Своим мнением о том, что необходимо предпринять для развития этого направления, с «Ъ-Юг» поделился Леонид Попович, российский представитель Всемирной организации винного туризма, ранее возглавлявший Союз виноградарей и виноделов России.
— Сразу скажу, прекрасно, когда власти региона выступают с инициативой создать национальный брендовый маршрут, как в случае с «Винными дорогами Краснодарского края». Это показывает высокую заинтересованность администрации региона в развитии энотуризма и то, что она готова поддерживать предпринимателей, владельцев виноделен как инвесторов в гостевую инфраструктуру. Поддержка эта может выражаться в предоставлении льготных кредитов, субсидий, в компенсации затрат. И она необходима, поскольку это капиталоемкие проекты с длительными сроками окупаемости (от 10 лет и выше).
Мало просто прочертить на карте дорогу, объединяющую винодельни Анапы, Геленджика, Новороссийска, а также Темрюкского, Крымского и Северского районов Кубани. Для того чтобы туристы захотели посетить эти винодельни, их владельцы должны предложить что-то интересное, помимо осмотра виноградников, экскурсии на производство и дегустации. Такой стандартный набор быстро надоедает. У каждого места есть своя история, колорит, аура. Это надо подчеркивать.
Например, организовать при винодельне небольшой музей, подобие этнографической деревни, провести необычный концерт и мастер-классы, показать, как выращивают улиток, разводят пчел, делают сыр и т. д. Большое значение имеет и кухня. Неслучайно эксперты отрасли часто говорят об эногастрономическом туризме, а не просто о винном.
Сегодня в каждом регионе юга России десятки объектов винного туризма. Однако далеко не на всех из них есть рестораны, как, впрочем, и места для ночлега. Как было бы здорово проснуться утром, а у тебя под окном — виноградники. С видом на них ты завтракаешь и пробуешь местное вино. Тогда есть полнота ощущений от того, что путешествуешь по винной дороге. Но когда туристы проживают в Анапе и просто каждый день совершают «набеги» на винодельни, то графически это уже не прямой путь, а какие-то росчерки. Подчеркиваю, винная дорога — это просто черта на карте, если нет событий и инфраструктуры.
Большое значение имеет продвижение объектов винного туризма, их реклама. И здесь мы упираемся в серьезную проблему.
С одной стороны, профессиональное сообщество добилось, чтобы на законодательном уровне вино из российского винограда было признано сельхозпродукцией. Закон о виноградарстве и виноделии (№ 468-ФЗ от 27.12.2019) был принят в декабре 2019 года и 26 июня 2020-го вступил в силу. С другой стороны, в ФЗ «О рекламе» соответствующие изменения до сих пор не внесены. Вино по-прежнему причисляют к алкогольной продукции наряду с пивом, водкой и другими видами.
Да, на телевидении разрешили рекламу отечественных вин после 23:00. Но есть масса ограничений. Например, в печати и интернете реклама российского вина запрещена, в текстах о винодельнях как объектах энотуризма нельзя рассказывать о технологии, обо всем, что указывает на высокое качество продукции, использовать такие словосочетания, как «премиальное вино», как-то описывать его. Иначе можно нарваться на большие штрафы. На мой взгляд, подобная юридическая коллизия серьезно тормозит развитие эногастрономического туризма в России вообще и на юге в частности, мешает популяризации этого перспективного для страны направления. Это проблема, которую надо решать как можно быстрее.