Дорого осилит везущий
Кассовый разрыв в транспортной отрасли удалось незначительно сократить
Повышение тарифа на проезд в Перми в январе дало небольшой экономический эффект. Несмотря на падение пассажиропотока и рост числа безбилетников, кассовый разрыв в транспортной отрасли за первые шесть месяцев 2022 года сократился на 197 млн руб., или на 17,8% — с 1,103 млрд руб. до 906 млн руб. Перевозчики считают, что при сохранении кондукторов на маршрутах улучшения были бы более значительными. Эксперты отмечают, что сделать работу транспорта абсолютно безубыточной невозможно.
По данным департамента транспорта администрации Перми, пассажиропоток в общественном транспорте города за первое полугодие текущего года составил 94 млн человек (за аналогичный период 2021 года — 97 млн человек). В ведомстве пояснили, что снижение показателя обусловлено существенным спадом пассажиропотока в феврале 2022 года в связи с очередной волной заболеваемости COVID-19. «Однако к маю пассажиропоток вышел на уровень прошлогодних значений, а в июле превысил их»,— отметили в департаменте.
Доля безбилетных пассажиров в первые шесть месяцев 2022 года составила 16,6%, что на 10,6% превышает уровень января — июня 2021-го. В администрации связали рост числа безбилетников с переходом на бескондукторную систему оплаты проезда и подчеркнули, что в настоящее время предпринимают меры по снижению их числа для повышения доходов отрасли. С начала года в отношении пассажиров, не оплативших проезд, составлено 5,2 тыс. протоколов об административных правонарушениях. Общий объем назначенных за безбилетный проезд штрафов в первом полугодии — 1,5 млн руб., из них в бюджет города на данный момент поступило более 312 тыс. руб.
Доходы транспортной отрасли за январь — июнь 2022 года составили 2,1 млрд руб. (в аналогичный период прошлого года — 1,8 млрд руб.). Расходы при этом также увеличились и достигли 3 млрд руб. (годом ранее — 2,9 млрд руб.), их рост в департаменте транспорта объяснили увеличением количества рейсов, запуском новых маршрутов и продлением существующих. Кассовый разрыв в транспортной отрасли относительно первого полугодия предыдущего года сократился на 197 млн руб., или на 17,8% — с 1,103 млрд руб. до 906 млн руб.
В департаменте сообщили, что сейчас ведется работа как по повышению пассажиропотока путем повышения привлекательности общественного транспорта, так и по росту собираемости выручки. «Ежемесячно растет количество проверок контролерами. Кроме того, при повышении стоимости проезда в начале 2022 года была снижена стоимость безлимитных проездных, что сказалось на их популярности у пассажиров. Регулярно проводятся корректировки расписания и маршрутной сети. Был продлен ряд маршрутов, а также открыто несколько новых, что сократило необходимость в пересадках для части пассажиров. Также ведется работа по увеличению количества транспорта на наиболее популярных маршрутах для снижения загрузки салонов. С этими мероприятиями связан и рост расходов отрасли»,— рассказали в ведомстве.
Серьезный дисбаланс между доходами и расходами транспортной отрасли Перми начался в 2020 году, по итогам которого кассовый разрыв в этой сфере составил 2,039 млрд руб. при плановых 880 млн руб. В департаменте транспорта тогда объяснили такие показатели резким снижением выручки от оплаты проезда из-за уменьшения пассажиропотока на фоне введенных в городе антиковидных ограничений. В 2021 году для сокращения разницы между доходами и расходами администрация предприняла несколько мер. Была уменьшена транспортная работа на направлениях с низким пассажиропотоком, изменились правила бесплатных пересадок, а в автобусах и трамваях массово внедрили автоматизированную систему учета пассажиропотока (АСУП) в целях снижения числа безбилетников. Кроме того, большая часть маршрутов была переведена на бескондукторную систему оплаты проезда, что также должно было сократить расходы отрасли за счет экономии на зарплате кондукторам. Значительного экономического эффекта эти шаги не дали: по итогам 2021 года, кассовый разрыв в отрасли составил около 1,7 млрд руб., точную сумму в мэрии не называли.
Тогда городские власти решили постепенно сбалансировать финансовые показатели отрасли за счет обновления методики расчета тарифа на оплату проезда и его повышения с 24–26 руб. до 33 руб. Новый тариф начал действовать с 10 января текущего года. Изменения вызвали общественный резонанс, но предполагалось, что за счет этого убытки от работы общественного транспорта по итогам 2022 года сократятся до 1,5 млрд руб.
По оценке депутата гордумы, владельца пермской транспортной компании «Дизель» Эдуарда Мирзамухаметова, достигнутое за полугодие 2022 года сокращение кассового разрыва вполне соответствует прогнозируемым показателям. «Однако сравнивать пассажиропоток и финансовые результаты с предыдущим годом и 2020-м в принципе не вполне корректно, так как пандемия сильно повлияла на работу транспорта. Показательнее было бы сопоставить нынешние цифры с цифрами трехлетней давности. Но сэкономленные в этом году 197 млн руб.— уже существенная сумма для бюджета»,— заметил господин Мирзамухаметов.
Пермский перевозчик Александр Стерлягов считает, что по сравнению с 2020 годом финансовое положение транспортной отрасли заметно улучшилось. «За последний год разница между доходами и расходами сократилась почти на 200 млн руб. Это 10% от разрыва, который образовался по итогам всего 2020 года. Пересчитаем на полугодие, умножив на два, и получается, что относительного 2020-го разрыв уменьшился на 20% — неплохой результат»,— рассуждает господин Стерлягов. В то же время, по его мнению, ситуация могла быть еще лучше, если бы на городских маршрутах продолжали работать кондукторы. «Их отсутствие серьезно уронило собираемость платы за проезд, а значит — доходы от работы транспорта. Решить эту проблему поможет либо возвращение кондукторов, либо существенное увеличение числа контролеров, чтобы безбилетников чаще привлекали к ответственности и у людей постепенно сформировалось понимание неотвратимости наказания за неоплату проезда»,— полагает перевозчик.
По словам директора института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, сделать транспортную отрасль абсолютно безубыточной невозможно. Он поясняет, что определенный кассовый разрыв всегда будет сохраняться. Во многом — за счет так называемых социальных маршрутов, которые следуют в отдаленные районы города, перевозят небольшое число пассажиров и зачастую требуют расходов больше, чем приносят доходов. «Но транспортной системой пользуется большой процент жителей города, которые отчисляют налоги в бюджет. Так что вполне нормально, что часть расходов на работу транспорта покрывается из него, так же как выделяются деньги на здравоохранение, образование и прочие социальные направления. Это расходное обязательство, и не нужно делать из него бизнес»,— считает господин Якимов.