«Исчезли барьеры при реализации инвестпрограмм»

Политика региона в части ресурсоснабжения — один из ключевых факторов, определяющих инвестиционную привлекательность. Как в Нижегородской области строится взаимодействие властей и энергокомпаний, комментирует директор нижегородского филиала ПАО «Т Плюс» Александр Фролов.

— Как вы оцениваете взаимодействие регионального правительства с бизнес-сообществом?

— Наша работа с областным правительством строится по принципам взаимного доверия, и это не просто слова — они закреплены в соответствующих документах. Например, все три крупные соглашения, по которым проводится масштабное техническое перевооружение Сормовской и Дзержинской ТЭЦ, подписаны с участием руководства области. Благодаря поддержке областного правительства все мероприятия в рамках инвестиционных программ реализуются в срок.

Содействие губернатора помогло весной 2022 года оперативно привлечь средства Фонда содействия реформированию ЖКХ на реконструкцию теплосетей — в периметре группы «Т Плюс» Нижегородская область стала первым в России регионом, где был применен такой механизм.

Своим деятельным участием, неравнодушным подходом губернатор «зажигает» и подчиненных, и руководителей муниципалитетов.

За последние пять лет кардинально изменились принципы взаимодействия с инвесторами в городах присутствия «Т Плюс» — Дзержинске и Кстове. Исчезли барьеры для реализации инвестиционных программ. Допустим, раньше было достаточно сложно получать разрешения на строительные работы, много бюрократии. Сейчас с этим вообще нет проблем — процедура максимально упрощена: подрядные организации самостоятельно получают ордера, нет никаких заминок и с оформлением технологических перерывов.

Поэтому для нас очевидно, что руководство области сегодня нацелено на максимально конструктивное взаимодействие, на то, чтобы бизнес работал, чтобы в регион шли инвестиции. Надеюсь, развитие муниципалитетов, в том числе с точки зрения восстановления инфраструктуры, при содействии губернатора будет продолжаться.

— Как на инвестиционной деятельности компании сказались западные санкции в отношении России? Требовалась ли вам в этих условиях господдержка и, если да, какая была оказана?

— Первое следствие внешней агрессии Запада, которое ощутили, думаю, все, — это рост ключевой ставки до 20%. Эти меры были необходимы, чтобы сбалансировать экономику. Но в результате на тот момент мы практически поставили на паузу реализацию инвестиционной программы. Сейчас все планы восстановлены.

В этих условиях областные власти очень помогли нам снизить финансовую нагрузку, обеспечив привлечение средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В результате мы смогли спокойно войти в период летних ремонтных кампаний и сделать все, что планировали.

Другой аспект санкций — обеспечение технологического суверенитета страны. В этом плане мы сейчас активно работаем самостоятельно, ищем замены и альтернативные пути поставок оборудования, прорабатываем собственные компетенции.

— В последние годы Нижегородская область заметно улучшила позиции в федеральных рейтингах инвестиционной привлекательности. Есть ли, на ваш взгляд, у региона еще потенциал?

— Конечно, есть. Инвестиционная привлекательность — это, по сути, набор определенных условий, по наличию которых инвестор принимает решение в пользу того или иного региона. И ключевой фактор — дешевые ресурсы.

На территории Нижегородской области электро- и теплоэнергия пока одни из самых дорогих в стране. Что нужно, чтобы это изменить? В части теплоэнергетики решение известно и успешно применяется в других регионах. Это вхождение в ценовую зону (альткотельная). Такой метод формирования цены предусматривает определение единой теплоснабжающей организации, гарантированное привлечение инвестиций, выравнивание тарифов и их заморозку на два-три года.

Еще один момент — оформление земли при реконструкции котельных для строительства новых мощностей. Сейчас процедура сильно усложнена и, соответственно, затягивается и усложняется весь технологический процесс. Пока всю бюрократическую нагрузку берет на себя региональное министерство имущественных отношений, а целесообразна децентрализация — можно расширить полномочия муниципалитетов, и тогда многое изменится.

Вся лента