Иск в наследство
Внебрачная дочь Александра Бочкарева оспаривает его завещание
Бывшая спутница умершего депутата заксобрания Нижегородской области Александра Бочкарева Ирина Пономарева через суд добивается наследства для своей внебрачной дочери Александрины. До своей смерти Александр Бочкарев завещал все имущество своей сестре Наталье Лузиной, отказав в наследстве внебрачной дочери. Но ее мать считает, что завещание депутата было подделано. В доказательство она представила суду экспертное заключение о том, что подпись в копии завещания покойному не принадлежит. Прежде суды признавали это завещание подлинным и отказали Ирине Пономаревой в иске. Активы покойного записаны на его мать Нину Бочкареву, а у депутата есть еще одна дочь Лия Бочкарева.
Ленинский райсуд Нижнего Новгорода начал рассматривать иск Ирины Пономаревой к родственникам и наследникам скончавшегося три года назад депутата и лидера нижегородского отделения партии «Справедливая Россия» Александра Бочкарева. Госпожа Пономарева утверждает, что более 20 лет прожила с предпринимателем, и добивается наследства для их общей дочери Александрины. Как следует из искового заявления, в ноябре 2012 года Александр Бочкарев завещал все свое имущество родной сестре Наталье Лузиной, исключив из завещания Александрину Бочкареву.
В мае 2019 года депутат скончался от тромбоэмболии легочной артерии на фоне лимфолейкоза. Он был под судом по делу о мошенничестве с продажей мандата в городскую думу коммерсанту Дмитрию Дзепе. Тот заплатил 5 млн руб., но депутатом по партсписку так и не стал. Александр Бочкарев утверждал, что его однопартиец жертвовал наличные на общую избирательную кампанию партии, однако вменяемую сумму ущерба предпочел вернуть потерпевшему Дзепе во время уголовного процесса. До приговора известный в Нижнем Новгороде депутат и предприниматель не дожил.
Когда Ирина Пономарева стала изучать наследственное дело, то обнаружила копию завещания, согласно которому ее дочь, поименованная как Александрина Бочкарева, была лишена отцом наследства, хотя девушка не меняла свою фамилию на отцовскую. Мать Александрины заподозрила, что завещание было оформлено задним числом уже после смерти Александра Бочкарева. Она выяснила, что наследственное дело находится в производстве нотариуса Светланы Дробывшевской в Богородске и свидетельства о праве на наследство до сих пор не выданы.
Само завещание 2012 года было заверено другим нотариусом – Любовью Веселовой, которая затем сложила полномочия. Завещание покойного депутата Ирина Пономарева считает недействительным. Она уверяет, что Александр Бочкарев никогда бы не лишил свою дочь наследства, поскольку при жизни признавал ее законной наследницей и до последних дней заботился о ней. Она рассказала «Ъ-Приволжье», что у нее с покойным были одинаковые диагнозы лимфолейкоза, но при уговорах составить завещание для дочери тот всегда отказывался. «Кто пишет завещание, тот быстро уходит из жизни»,— привела она слова Александра Бочкарева.
Свою позицию в суде подруга покойного подкрепила заключением почерковедческой экспертизы. Нанятый ею эксперт решил, что подпись Александра Бочкарева под завещанием отличается от его настоящего образца и выполнена с подражанием.
В наследственном деле депутат и вовсе расписался почти печатными буквами, чего никогда не делал, рассказала Ирина Пономарева, добавив, что в фамилии «Бочкарев» была указана буква «ё», которую он сам на письме не использовал. Истица утверждает, что после скоропостижной смерти мужчины его родня требовала уступить права наследования, предлагая крупные отступные, а кадастровые сведения о недвижимости, принадлежавшей покойному, оказались изменены. По этому поводу она обратилась в полицию с заявлением о мошенничестве, но уголовное дело возбуждено не было.
Общую сумму наследства Бочкарева его бывшая спутница оценила более чем в 700 млн руб.
Судья Анастасия Горохова решила привлечь к спору нотариуса Светлану Дробышевскую и истребовать у нее подлинник завещания, чтобы изучить его. Также может быть назначена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза Александра Бочкарева: был ли он дееспособным на дату составления документа. Ответчики по гражданскому иску Ирины Пономаревой в суд не явились. Помимо матери покойного Нины Бочкаревой и его отца Анатолия Бочкарева ответчиками заявлены сестра Наталья Лузина и официальная вдова Наталья Калинина (во время суда по продаже мандата находившийся под домашним арестом депутат женился на сотруднице своей компании «Саюс»). В интересах еще одной дочери покойного Лии Бочкаревой выступает ее мать Юлия Тарасцева.
Добавим, что Ирина Пономарева уже судилась за наследство для своей дочери. Однако в августе 2020 года Советский районный суд отказал Александрине Пономаревой в правах наследования, но тогда судья не изучал подлинность подписей покойного, отказав в ходатайствах. Сестра покойного депутата Наталья Лузина сообщила «Ъ-Приволжье», что после смерти брата предлагала истице продать все имущество и разделить его между детьми. «Но ей надо все и сразу. Ну пусть добивается. Как он решил, так все и будет»,— сказала наследница Лузина.
Бывший соратник Александра Бочкарева считает, что делить вообще нечего: «Все бизнес-активы были оформлены на мать Нину Ивановну. Она жива, и другим тут наследовать нечего. На себя у Александра Бочкарева была лишь ипотека на квартиру». Друг покойного политика подтвердил, что свою дочь Александрину депутат поддерживал до последнего, но ее мать Ирину Пономареву использовали его политические соперники. Якобы во время одной из предвыборных кампаний она выступила за ЛДПР, на пресс-конференции заявив, что Александр Бочкарев бросил ее с больной дочерью, однако затем стала оправдываться, что оговорила честного человека. Суд за наследство Александра Бочкарева продолжится 13 октября.
Кстати, Ирина Пономарева недавно выходила в одиночный пикет к зданию полиции с плакатом о том, что умерший депутат «не подлец» и не мог лишь свою дочь наследства.