За самовыдвиженца платят единороссы
Врио главы Марий Эл Юрий Зайцев уже потратил на свою кампанию более 35 млн рублей
Претендующий на пост главы Марий Эл врио Юрий Зайцев к настоящему времени потратил на свою избирательную кампанию более 35 млн руб. Согласно данным регионального ЦИКа, всего в его фонде 50 млн руб. — максимально возможная сумма для выборов в республике. Как выяснил “Ъ”, финансируют самовыдвиженца Зайцева некоммерческие фонды, связанные с «Единой Россией». Расходы остальных кандидатов существенно меньше. Эксперты считают, что какой-либо заметной агитации господина Зайцева на улицах нет, но в сети и СМИ врио главы преподносят «явным фаворитом гонки».
Центризбирком Марий Эл опубликовал сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов претендентов на пост главы республики. Согласно представленным данным, к 23 августа четверо кандидатов смогли собрать на свои кампании почти 64 млн руб. Из этой суммы более 44 млн руб. уже израсходовано.
Напомним, выборы главы Марий Эл назначены на 11 сентября. Регионом с 2017 года руководил Александр Евстифеев, однако в мае 2022 года он подал заявление об отставке. Президент РФ Владимир Путин назначил врио главы республики Юрия Зайцева, который ранее руководил правительством Калмыкии. Он заявился на выборы в качестве самовыдвиженца. Также ЦИК Марий Эл зарегистрировал еще трех кандидатов — Наталию Глущенко («Справедливая Россия — Патриоты — За правду»), Валентину Злобину (Российская партия пенсионеров за справедливость) и Антона Мирбадалева (ЛДПР). КПРФ, победившая в Марий Эл на выборах в Госдуму в прошлом году, от участия в выборах главы региона отказалась.
По данным ЦИКа, самую большую сумму в свой избирательный фонд собрал Юрий Зайцев. На его счет поступило 50,1 млн руб. Из них 100 тыс. руб. — это собственные средства кандидата. Остальные средства направили четыре юридических лица. Так, по 12,5 млн руб. пожертвовали Марийский, Кировский и Нижегородский фонды поддержки регионального сотрудничества и развития. Эти организации, как правило, занимаются финансированием кандидатов «Единой России», хотя господин Зайцев формально является самовыдвиженцем. Еще 12,5 млн руб. на его избирательную кампанию перечислил Фонд поддержки будущих поколений (по данным kartoteka.ru, зарегистрирован в Москве по тому же адресу, что и «Единая Россия»).
Согласно закону Марий Эл, кандидат на выборах главы республики может израсходовать из своего фонда не более 50 млн руб. На 23 августа Юрий Зайцев уже истратил 35,3 млн руб. В отчете ЦИКа нет сведений, куда конкретно пошли эти средства. А личный финансовый отчет господина Зайцева содержит лишь данные о расходовании по состоянию на 27 июля. К тому моменту врио главы из фонда уже потратил 21,8 млн руб., в том числе более 8 млн руб. — на сбор подписей в свою поддержку, более 13,4 млн руб. — на оплату услуг информационного и консультационного характера, 294 тыс. руб. — на выпуск агитационных материалов.
Оппоненты Юрия Зайцева располагают для проведения избирательной кампании более скромными суммами. Валентина Злобина смогла собрать 9,8 млн руб. Сама она внесла в фонд 100 тыс. руб., а 9,7 млн руб. направил «Университет старшего поколения» из Мытищ. Госпожа Злобина на свою избирательную кампанию уже потратила более 7 млн руб., в основном на услуги консультантов.
Размер избирательного фонда Антона Мирбадалева достигает 3,02 млн руб. Из них 2,9 млн руб. он получил от ЛДПР. Из фонда уже потрачено более 2 млн руб. В фонд Наталии Глущенко было собрано 1,02 млн руб. Основную сумму внесла «Справедливая Россия». Эти деньги кандидат почти не тратит. На вчерашний день расходы госпожи Глущенко составляли 16,9 тыс. руб. При этом, согласно первому финансовому отчету, 20 тыс. руб. она израсходовала на организацию сбора подписей. Сейчас направленная на это сумма средств сократилась.
Марийский политолог Константин Строкин отмечает, что на улицах в населенных пунктах республики рекламы кандидатов немного. «Если смотреть на происходящее глазами прохожего на улице, то хорошо видно "наружку" Антона Мирбадалева от ЛДПР — от классических кубов до плакатов у подъездов или придорожных щитов. Видно рекламу жириновцев — в основном в столице республики, а в районах Марий Эл — практически ничего не замечено»,— объясняет он. По словам эксперта, «Наталия Глущенко из "Справедливой России" реально работает на минималках и сейчас сконцентрирована на создании сетевых роликов, которые смотрят одни и те же лица». «То есть ее стратегия заключается не в расширении аудитории, а в мобилизации уже имеющегося лояльного ей электората. Что происходит у Валентины Злобиной из Партии пенсионеров — можно только гадать. Скорее всего, она с коллегами просто пересчитывают цифры в избирфонде, чтобы после заплатить за консультации неким политтехнологам. Для красоты пару листовок напечатают»,— рассуждает политолог.
Господин Строкин добавляет, что у врио главы Юрия Зайцева рекламы на улицах пока также не видно. «Все в сети. И там упорядоченное ранжирование: по комфортной городской среде — встреча была; общение с бойцами спецоперации — контакт имелся, мнение свое патриотическое выразил; маршруты через агрорайоны с обозначением болезненных тем — тоже»,— приводит примеры эксперт. «Господин Зайцев на местах выходит со своей могучей фигурой, развитой мышечной массой, взглядом таким лидерским, толкает убедительные речи в риторике "Я могу! Я хочу!"» — говорит эксперт. По его мнению, господина Зайцева преподносят «явным фаворитом гонки, который уже победил, черта сомнений пройдена». «Фонд можно не тратить и отправлять политтехнологов по домам»,— заключает Константин Строкин.