Оценили по заслугам
Конкурс «Лидеры оценки» выявил лучших оценщиков отрасли
Ассоциация «Русское общество оценщиков» (РОО) в шестой раз подряд провела ежегодный общероссийский конкурс «Лидеры оценки» по итогам работы оценочных компаний в 2021 году. Победителей определяли при помощи методики, включающей в себя учет таких важных данных, как объем выполненных оценочной компанией работ по направлениям деятельности и квалификационный состав организации. После подведения итогов конкурса его победителям — лидерам российского рынка оценки — были заданы важные вопросы, которые сейчас волнуют все оценочное сообщество, связанные с изменениями, происходящими в отрасли, и особенностями текущего времени.
Поскольку все российские оценочные компании ориентированы в первую очередь на клиентов и их потребности, вопрос о наиболее важных для заказчика факторах при выборе оценщиков был задан победителям конкурса «Лидеры оценки» в первую очередь. Все участники опроса сошлись во мнении, что приоритет должен отдаваться качеству, профессионализму оценщика и срокам выполнения им работ.
Деньги не главное
По мнению Дмитрия Хлопцова, директора ООО «Бюро оценки "Токко"», наиболее важным фактором для клиентов при выборе оценочной компании все же является не цена, а степень доверия и объективность полученных результатов. Эти факторы формируются годами и зависят от квалификации сотрудников. Юлия Белогорцева, партнер практики инвестиционного консалтинга и оценки группы «Деловой профиль», считает, что важное значение имеет и соблюдение сроков, поскольку часто отчет оценщика требуется для принятия оперативных управленческих решений, а также поддержка в согласовании результатов со всеми заинтересованными сторонами: инвесторами, банками, органами власти. Евгений Щеглов, управляющий директор—начальник управления оценки и залоговых операций дивизиона «Кредитные продукты и процессы» ПАО «Сбербанк», подтверждает, что наиболее важными факторами являются качество и скорость проведенных оценок и залоговых экспертиз. Скорость при неизменном уровне качества обеспечивается как за счет имеющихся онлайн-сервисов и инструментов автоматизации, так и за счет большого набора аналитических материалов и компетенций экспертов.
Кадры решают все
Для обеспечения высокого уровня качества оказываемых оценщиками услуг нужны кадры, вопрос уровня квалификации которых по-прежнему беспокоит участников рынка. Как и в любой профессии, на рынке оценочных услуг существует постоянный спрос на специалистов, говорит Вера Вольнова, генеральный директор ООО «Сибирский оценщик». По мнению Михаила Зельдина, управляющего партнера ООО «Центр оценки "Аверс"», в среднем квалификация «типичного» оценщика снижается по сравнению с первой генерацией независимых оценщиков в России, большинство из которых были специалистами в других отраслях и принесли в оценку навыки ответственных решений. Сегодня высокая квалификация востребована в небольшой части оценочных задач. Большая же часть «типичных» оценок не требует высокой квалификации всех исполнителей и не стимулирует их появления из-за невысокой оплаты услуг. Улучшить ситуацию может лишь потребность в высоком качестве оценки, обеспечиваемом высокой квалификацией, но она сопряжена с высокими же затратами и поэтому не может быть массовой.
Усовершенствование методологии
Об организации информационного и методического обеспечения в оценочной отрасли и новых федеральных стандартах оценки
Дмитрий Хлопцов считает, что, несмотря на рост в последнее время уровня автоматизации и цифровизации, личный профессионализм сотрудника, его подготовка, умения и постоянное повышение квалификации, знакомство с новыми методиками, подходами к решению проблемных задач приведут к повышению конкурентоспособности компаний, а также к снижению жалоб клиентов.
Юлия Белогорцева рассказала, что в ее компании дефицит специалистов отчасти решает система стажировок, которая направлена на поддержку молодых специалистов, способствует получению ими практического опыта, необходимого для развития в профессии. Под руководством опытных наставников студенты старших курсов и выпускники получают возможность прикоснуться к реальным проектам, на практике применить полученные в вузе знания и навыки.
IT в оценке
Немаловажными факторами в повышении качества, а соответственно, и удовлетворенности клиентов являются повышение технологичности оценочных работ, цифровизация и автоматизация как самих расчетов, так и организационных процессов. Безусловно, в сфере оценки основная тенденция — увеличение доли онлайн-сервисов. В этом вопросе лидером, конечно же, является ПАО «Сбербанк», в управлении оценки и залоговых операций которого рыночная стоимость более 75% видов активов к концу года будет рассчитываться с использованием инструментов онлайн-оценки, говорит Евгений Щеглов, в том числе с использованием MDO (machine driven opinion), который собирает информацию о залоге на основании идентификационных признаков и проводит экспертизу самостоятельно. Залоговая экспертиза без эксперта — новая реальность при подготовке залогового заключения. Но и многие крупные оценочные компании давно задумались о разработке и внедрении IT-решений для расчетов. Вера Вольнова считает, что в будущем процесс оценки будет частично автоматизирован, за исключением работы со сложными объектами и решением сложных задач, с которыми смогут справиться только высококвалифицированные специалисты-оценщики. Появились решения, помогающие стандартизировать оценку некрупных «типичных» объектов, ускорить сбор необходимой рыночной информации, облегчить осмотр объектов, особенно расположенных в других регионах. Оценщикам, по мнению Михаила Зельдина, это дает возможность снизить производственные издержки, а заказчик повышает уверенность в качестве оказанной услуги.
Но технологичность выражается не только в автоматизации расчетов. Это и повышение эффективности организационных процедур. Вера Консетова, генеральный директор ООО «АФК-Аудит», партнер сети РУКОН, рассказала, что помимо уже внедренных в работу программных продуктов для расчета типовых объектов компания создала целую сеть представителей, которая позволяет оперативно работать с документами и проводить осмотр во всех регионах страны.
По опыту директора ООО «Компания оценки и права» Александра Филиппова, использование IT-решений и технологий позволяет ускорить процесс подготовки отчета об оценке, а также упрощает процедуру обмена документами между заказчиком и оценщиком, а по мнению директора ООО «Центр оценки ПН» Сергея Староверова, также повышает оперативность работы.
Рынок против недобросовестной конкуренции
В соответствии с определением федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Она противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причиняет или может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам—конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.
Вопросы демпинга как типичного проявления недобросовестной конкуренции обсуждаются в оценочном сообществе давно. Дмитрий Хлопцов думает, что недобросовестную конкуренцию и демпинг, присущие в том числе рынку оценки в России, невозможно победить какими-то административными регулятивными методами. Квалифицированный оценщик-профессионал, постоянно отслеживающий правовые и методологические изменения, общающийся с коллегами в ходе повышения квалификации, не может ценить свой труд и труд коллег дешево просто потому, что осознает не только уровень затрат, но и степень ответственности за выданный им результат оценки. Вера Вольнова считает, что единственное решение, которое может пресечь желание отдельных оценочных компаний применить демпинговые цены на свои услуги,— принятие государственных расценок на проведение оценки. То есть внедрение системы оплаты, существующей сегодня у нотариусов. Если государство в лице регулятора разрабатывает федеральные стандарты оценки, принимает квалификационные экзамены у оценщиков, то этот шаг — внедрение госрасценок — вполне закономерен. По мнению генерального директора ООО «Оценочная компания "Юрдис"» Андрея Терешонка, появление четких критериев оценки качества данных услуг могло бы также способствовать решению проблемы.
«За годы практики мы неоднократно сталкивались с тем, что заказчики при проведении тендерных процедур в документации указывают требования к исполнителю, которым может соответствовать крайне ограниченный круг организаций»,— говорит Юлия Белогорцева. Например, это требование к наличию определенных сертификатов у членов проектной команды, которые часто не имеют отношения ни к объекту закупки, ни к оценочной деятельности в принципе. Вера Консетова приветствует тщательный подход к выбору исполнителей, выраженный в виде высоких требований к квалификации и опыту, но тоже в случае, если это соответствует масштабу задач. ООО «Компания оценки и права» в одном из регионов сталкивалось с ситуацией, когда руководитель и оценщик компании, участвуя в процедурах оспаривания, является одновременно членом комиссии по рассмотрению вопросов установления кадастровой стоимости в размере рыночной при ДИЗО и оценщиком в местной ТПП.
Нарушений этических норм во взаимоотношениях между участниками рынка тоже много. В первую очередь, говорит Михаил Зельдин, это некорректные высказывания в адрес других компаний, донесение до заказчика негативной информации о конкурентах. Также болезненны переманивания друг у друга специалистов-оценщиков. Бороться с этим можно путем создания объединения юридических лиц и при нем комитета по этике.
Все победители конкурса «Лидеры оценки» сошлись во мнении, что проблема качества услуг рынка, а также вопросы недобросовестной конкуренции в виде демпинга, политики подбора персонала, соблюдения этических норм по-прежнему остаются главными проблемами оценочной отрасли и требуют участия в первую очередь самого оценочного сообщества в лице компаний, ориентированных на долгосрочную стратегию развития.
Подробнее о конкурсе «Лидеры оценки» можно узнать на сайте ассоциации РОО. Там же представлен полный рейтинг оценочных компаний—участников «Лидеров оценки», учитывающий их выручку, срок работы на рынке оценочных услуг, динамику развития, кадровый потенциал и опыт.
Победители конкурса «Лидеры оценки» по итогам 2021 года
|