Сибирский бизнес ставит на «цифру»
ИT-сервисы стали более востребованы компаниями, связанными с торговлей или поставками, онлайн-школами и клиниками
Объемы использования ИТ в Сибири по-прежнему недостаточны, считают эксперты. По их мнению, одна из причин этого — высокие затраты на собственные разработки. Решению этой проблемы может способствовать использование сторонних решений и применение облачных технологий.
Отраслевая сегментация
Несмотря на преимущества, которые обеспечивает цифровизация бизнеса, сибирские предприниматели пока далеко не всегда обращаются к ИТ для решения бизнес-задач.
Сооснователь и директор по развитию сервиса Okdesk Кирилл Федулов считает уровень цифровизации сибирских компаний очень низким. «Из-за этого многие компании, достигшие даже больших масштабов бизнеса, по-прежнему остаются на ручном управлении: используют Excel или мессенджеры»,— констатирует господин Федулов.
Как на объемы, так и на номенклатуру применяемых цифровых решений существенно влияет отраслевая принадлежность. «Отрасли экономики по уровню цифровизации можно условно разделить на три категории. Первая — полностью цифровые, существующие благодаря своей digital-составляющей, например маркетплейсы. Вторая — активно использующие аналитические данные для улучшения сервиса и повышения удовлетворенности клиентов: телеком-отрасли и финансово-кредитные учреждения. И третья — классические компании, такие как металлургические и машиностроительные предприятия, они обычно приходят в „цифру“, чтобы быть ближе к клиентам и сокращать издержки»,— рассуждает директор по развитию цифровых проектов «Мегафона» в Сибири и на Урале Евгений Иванов.
По данным министерства цифрового развития и связи Новосибирской области, лидерами в регионе с точки зрения цифровизации являются те же отрасли, что и в целом по стране: это финансы, ритейл, строительство, ЖКХ, промышленность, связь и медиа, энергетика, сельское хозяйство, транспорт, социальная сфера.
Евгений Иванов заявляет, что в Сибири ИТ активно внедряют предприятия горнодобывающей отрасли, которые применяют широкий спектр цифровых решений — от сервисов для экологической и промышленной безопасности до цифровых двойников складов и сложных транспортно-логистических систем.
Директор клиентского сервиса S2 ООО «Умные технологии» Мария Шилкина говорит, что в последние годы ИT-сервисы стали более востребованы компаниями, связанными с торговлей или поставками, онлайн-школами и клиниками. Для них оперативный отклик и удовлетворение запросов клиента — один из самых важных моментов. При этом она отмечает повышение заинтересованности в цифровизации производства совершенно разных отраслей — от металлообработки, строительного сектора до изготовления косметики.
«Ведущие позиции в цифровизации обычно занимают компании, которые стремятся к росту»,— убеждена директор клиентского сервиса ИT-компании.
Хочешь жить — умей цифровизироваться
Концепция цифровизации бизнеса во многом определяется его масштабом. Крупный сибирский бизнес может позволить себе не только более существенные затраты на внедрение ИT — он, как правило, стремится создать единый цифровой контур для решения широкого круга бизнес-задач. По словам Евгения Иванова, для крупных компаний создаются целые сервисы и системы, а годовые бюджеты на цифровизацию крупных банков, промышленных предприятий могут составлять сотни миллионов и миллиарды рублей.
Так, текущий портфель цифровых проектов АО «Новосибирскэнергосбыт» превышает 200 млн руб., при этом на 1 руб. затрат приходится 13 руб. дополнительного дохода и снижения издержек. Холдинг «Сибагро» оценивает свои затраты на внедрение цифровизации как «достаточно значительные» — по экспертной оценке, они составляют порядка 1–5% от общих инвестиционных и операционных затрат. «Единожды внедренные технологии работают многие годы, в результате объем сэкономленных в целом средств получается солидный»,— рассказывает первый заместитель председателя правления по растениеводству Сергей Мамонов.
«В транспортно-логистической компании ООО „Байкал-сервис ТК“ в среднем на „цифру“ направляется от 2 до 5% общего оборота компании»,— комментирует директор по цифровой трансформации бизнеса Сергей Майдебура.
Малый и средний бизнес сегодня, как и крупный на заре своего становления, проходит этап роста в виде цифровизации отдельных бизнес-процессов, в основном решающей задачи повышения эффективности коммуникаций со своими клиентами. «Затраты на внедрение и покупку CRM-системы обычно не превышают 50 тыс. руб.»,— говорит Мария Шилкина.
«Для малого и среднего бизнеса актуальны „коробочные“ решения и облачные сервисы, которые можно подключить в формате подписки, — стоимость таких услуг начинается от нескольких тысяч рублей»,— считает Евгений Иванов. При этом Кирилл Федулов замечает, что компании среднего масштаба со штатом сотрудников 50–70 и больше человек, имеющие множество клиентов и заявок, активно идут по пути цифровизации процессов, например, внедряют CRM-системы и системы постпродажного обслуживания help desk. По мнению господина Федулова, это позволяет им не только больше продавать, но и не допускать оттока клиентов, а также контролировать и повышать клиентскую лояльность.
Оценивая сроки отдачи от внедрения цифровых технологий, директор департамента маркетинга компании DCLogic Александр Галинский отмечает, что при миграции на новые продукты, несмотря на существенные затраты при внедрении и доработку под персональные нужды компании, экономический эффект будет заметен в течение ближайшего года.
Есть куда расти
Кирилл Федулов среди причин невысокого уровня цифровизации сибирского бизнеса называет недооценку ее значимости, высокую стоимость самостоятельной разработки собственного программного обеспечения (средняя зарплата разработчика зачастую неподъемна для микро- и малого бизнеса) и низкую зрелость процессов менеджмента.
Господин Галинский отмечает, что оценка уровня цифровизации Сибири может быть занижена. «Например, в Москве происходит централизованная закупка, а само оборудование или ПО могут быть поставлены в Сибирь»,— приводит пример эксперт рынка. При этом фактический объем внедрения цифровых решений в компаниях, работающих на территории Сибири, может быть вполне сопоставим со среднероссийским.
Представитель компании «Интеллектуальные технологии» Дмитрий Москвин отмечает еще одну проблему: на данный момент только 23% всех ИT-решений, которые применяются на производстве, — российские. Это создает определенные риски, в том числе санкционные. Господин Москвин считает, что драйвером цифровизации могут стать законодательные инициативы — многим строительным и промышленным компаниям необходимо заместить импортные цифровые технологии отечественными за три-четыре года.
К тому же начинающийся процесс смещения вектора внешней торговли и экономической активности в сторону восточных регионов страны дает надежды на интенсификацию развития субъектов Сибирского федерального округа. В связи с этим Дмитрий Москвин замечает, что для сибирской экономики наиболее важными сферами цифровизации являются промышленность и строительство. Он связывает это с планами построения в Сибири новых промышленных и отраслевых экономических центров.