Уралвагонзавод добился общеизвестности
УВЗ защитил товарный знак от сторонних производителей
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам России признала общеизвестным товарный знак «УВЗ», зарегистрированный Уралвагонзаводом (УВЗ). Теперь использовать его при производстве любых товаров и предоставлении услуг может только Уралвагонзавод. Эксперты отмечают, что общеизвестные товарные знаки на Урале — редкость.
О том, что товарный знак «УВЗ» получил статус общеизвестного, сообщила пресс-служба Уралвагонзавода, пояснив, что теперь ему гарантируется расширенная правовая охрана. «Это важно не только для узнаваемости бренда, но и для защиты интеллектуальных прав Уралвагонзавода. Получение общеизвестного товарного знака “УВЗ” позволяет пресечь любое его использование сторонними предприятиями и организациями»,— подчеркнул заместитель генерального директора по правовым вопросам концерна «Уралвагонзавод» Роман Васиян.
Концерн «Уралвагонзавод» — крупнейший в России разработчик и производитель бронетанкового вооружения и техники, а также грузового подвижного состава. Головное предприятие расположено в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Объединяет более 40 предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов в России и за ее пределами. Входит в госкорпорацию «Ростех». Разрабатывает и выпускает танки, вагоны, бронемашины, металлорежущие инструменты и нестандартизированное оборудование. В 2020 году УВЗ получил около 200 млн руб. дохода от результатов интеллектуальной деятельности.
УВЗ имеет в портфеле 33 действующих товарных знака, включая: «Т-34», «Т-90» Armata, Uralvagonzavod, «БМПТ» и «Т-72». 18 марта УВЗ подал заявку на регистрацию товарного знака «УралVагонZавод» (Минобороны РФ использует символы Z и V на российской военной технике во время спецоперации на Украине).
Товарный знак «УВЗ» стал первым общеизвестным среди товарных знаков в вагоностроительной отрасли. В России статус общеизвестных брендов имеют «КамАЗ», «Lada», «ЦСКА», в Уральском федеральном округе — «Уралмаш», «СИБУР», а также «Московский провансаль», зарегистрированный екатеринбургским «Жировым комбинатом» — крупным производителем майонеза.
«Общеизвестные бренды на Урале — это редкость. Их всего несколько десятков, в отличие от обычных товарных знаков»,— отметила адвокат коллегии «Дедков и партнеры» Светлана Кололеева. По ее словам, не всем компаниям удается зарегистрировать товарный знак в статусе общеизвестного. «Например, по товарному знаку “Авито” и “Reno” всем очевидно, что эти товарные знаки известны. Но с точки зрения формальных правил, у них не было установлено, конкретно каким юридическим лицом, какой компании они используются — поскольку они были и иностранной, и российской компаниями»,— рассказала она.
Госпожа Кололеева пояснила, что для подтверждения статуса «общеизвестный товарный знак» должны быть представлены доказательства: «Оценивается длительность использования, интенсивность использования, представленность в разных регионах России. Обязательно проводится соцопрос в трех регионах: Санкт-Петербург, Москва и третий регион по выбору правообладателя».
В качестве доказательств, представители Уралвагонзавода, в частности, предоставили фотосвидетельства использования бренда «УВЗ» — начиная с 1947 года, он наносится на борта подвижного состава, который производят в Нижнем Тагиле. В опросе, который провел Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, приняли участие более 2 тыс. человек. Кроме того, был проведен анализ публикаций в СМИ, текстов книг, материалов интернет-источников.
Патентный поверенный агентства «Бутенко и партнеры» Светлана Бутенко отметила, что общеизвестный товарный знак дает правообладателю два преимущества. «Во-первых, такой товарный знак будет охраняться бессрочно, в отличие от “обычной” регистрации, которую необходимо продлять раз в десять лет. Во-вторых, защита общеизвестного товарного знака может быть осуществлена в отношении неоднородных групп товаров, если потребитель будет введен в заблуждение сосуществованием двух сходных обозначений. Например, если марка используется на бутылке газированной воды (общеизвестный знак “Coca-Cola”) и футболке (гипотетический нарушитель)»,— объяснила она.