Вторичный рынок ударил по тормозам
Продажи автомобилей с пробегом в Челябинской области упали на 27,4%
За семь месяцев 2022 года продажи подержанных легковых автомобилей в Челябинской области сократились на 27,4% к аналогичному периоду 2021-го, до 62 тыс. шт. Снижение спроса затронуло, в том числе, самые популярные марки в регионе: Lada, Toyota, Kia, Hyundai и Chevrolet. Челябинские автодилеры говорят о том, что количество выставленных на продажу машин с пробегом сократилось в шесть раз. Эксперты видят причины падения продаж в снижении доходов, покупательской способности граждан, а также интересных предложений на рынке.
В январе–июле 2022 года жители Челябинской области приобрели 62 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 27,4%, или на 23,3 тыс. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные представило аналитическое агентство «Автостат» по итогам совместного исследования с АО «Электронный паспорт» (национальный оператор паспортов транспортных средств).
Самыми продаваемыми марками подержанных автомобилей в Челябинской области в этом году стали Lada, Toyota, Kia, Hyundai, Chevrolet. Также в первой десятке Nissan, Renault, Volkswagen, Ford и Mitsubishi. При этом отечественный бренд показал наименьшее снижение за год — на 20%. Продажи остальных марок просели от 28,4% (Toyota) до 36,1% (Ford).
На фоне снижения продаж подержанных машин сокращается и объем рынка автокредитования. По сведениям Национального бюро кредитных историй, в январе–июле в Челябинской области общая сумма выданных автокредитов уменьшилась на 47,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 9,6 млрд руб.
В целом по России за семь месяцев этого года реализовали 2,6 млн подержанных автомобилей, что на 21,5% меньше, чем годом ранее. Снижение продаж машин с пробегом зафиксировали во всех 30 регионах-лидерах по объему рынка, за исключением Дагестана — там рынок вырос на 0,8%, до 60,4 тыс. шт. Сильнее всего вторичный рынок сократился в Пермском крае — на 30%, до 34,2 тыс. единиц.
Весной часть автопроизводителей, среди которых General Motors, Jaguar Land Rover, BMW, Renault и Volkswagen, в который, кроме VW, входят Audi, Skoda и Porsche, объявили о приостановке работы своих заводов в России и прекращении поставок из-за проведения военной операции на Украине. Из-за приостановки поставок дилеры Челябинской области столкнулись с нехваткой новых машин. По словам гендиректора группы компаний «Планета авто» Андрея Кольцука, количество продаваемых подержанных автомобилей снизилось в шесть раз по сравнению с прошлым годом. «Основные продажи идут в ценовом диапазоне до 500 тыс. руб.— на них большой спрос. В дальнейшем спрос будет зависеть от ценобразования и количества машин»,— поясняет Андрей Кольцук. По его словам, сейчас салон продает остатки новых автомобилей, ввезенных через официальных дистрибьюторов, однако стоимость таких машин высока. По словам руководителя «Планеты авто», покупка ввозимых по параллельному импорту подержанных автомобилей несет риски для покупателей.
«Незначительное количество машин ввозят и из Казахстана. С такими автомобилями есть серьезная проблема — у них нет гарантии, а это большие риски для потребителей. К тому же цена на такие машины все равно достаточно высокая»,— поясняет Андрей Кольцук.
По мнению доцента кафедры менеджмента Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ Дениса Стукалова, снижение продаж подержанных автомобилей связано с отсутствием роста покупательской способности населения. «Снижение продаж было ожидаемо, поскольку покупательская способность у нас не растет. Вторичный рынок автомобилей, безусловно, падает. При этом многие сегодня пригоняют автомобили из Казахстана и других бывших советских республик. На первичном рынке вообще остановились продажи, за исключением корейских и китайских марок»,— комментирует Денис Стукалов. Он отмечает, что увеличения продаж подержанных автомобилей можно ждать только при стабилизации ситуации на первичном рынке.
«Тенденция будет меняться в том случае, если будут сбалансированы цены на первичном рынке. Цены на один и тот же автомобиль с аналогичным пробегом могут отличаться до 1 млн руб. Причина этому — желание продавца, поскольку, как и на рынке недвижимости, каждый хочет получить больше денег»,— считает Денис Стукалов.
Президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский считает, что одна из причин падения вторичного рынка — дефицит предложения. «Снижение продаж подержанных автомобилей связано, в том числе, с тем, что на рынке нет интересных, ходовых предложений. Сейчас рынок ищет точку равновесия. С одной стороны, цены двинулись вниз, но далеко не все, кто продают автомобили, готовы цены снижать. Автомобили, на которые цены завышены, не пользуются спросом — это тормозит рынок»,— поясняет Александр Рулевский. По его прогнозам, стабилизации ситуации на автомобильном рынке можно ожидать в сентябре. «Рынок должен стать более понятным. Сейчас есть определенная нестабильность, поскольку не отлажены схемы параллельного импорта и не решены вопросы гарантии на поставляемые таким образом автомобили. Надеюсь, что осенью эти вопросы будут решены»,— подчеркивает господин Рулевский. По его словам, интерес к подержанным автомобилям был стабильным на протяжении нескольких лет, а в 2021–2022 годах, когда цены на новые автомобили выросли, еще увеличился.