Аэропорт ждет осени

Конкурс на освоение инфраструктурного кредита запланирован на сентябрь

В сентябре этого года правительство Саратовской области намерено объявить конкурс на освоение инфраструктурного кредита на развитие территории бывшего аэропорта Саратова. К этому времени в регион должен поступить первый транш от правительства РФ в размере 1,5 млрд руб. Всего из фонда национального благосостояния на развитие нового микрорайона должно поступить 6 млрд руб. Врио губернатора области Роман Бусаргин заявил, что к 2025 году на новой территории должен быть введен в эксплуатацию 1 млн кв. м жилья. Эксперты считают эту задачу сложновыполнимой.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

К осени этого года правительство Саратовской области объявит торги на освоение инфраструктурного кредита, выделенного региональной администрации правительством РФ на освоение территории бывшего аэропорта СаратовЦентральный. Об этом вчера на заседании правительства региона объявил министр строительства и ЖКХ Саратовской области Павел Мигачев. В июне этого года правительственная комиссия по региональному развитию одобрила выделение Саратовской области 280 млн руб. на реконструкцию магистральных тепловых сетей, а также был одобрен инфраструктурный кредит в размере 1,68 млрд руб. на комплексное освоение территории бывшего аэропорта.

Заявку по инфраструктурно-бюджетному кредиту на 4,4 млрд руб. на застройку территории бывшего аэропорта правительство РФ одобрило Саратовской области в 2021 году. «В Саратовской области профинансируем комплексное развитие территории бывшего аэропорта Центральный. Здесь реализуют масштабный проект с социальной инфраструктурой, который даст области 32 тыс. рабочих мест»,— заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Общий объем средств, который будет предоставлен региону правительством России на освоение незастроенной территории в центре города,— порядка 6 млрд руб.

«Мы с вами в сентябре получаем первый платеж по инфраструктурному проекту. В этом году это 1,5 млрд руб. Попрошу в сентябре начать все процедуры. Подвод коммунальных сетей должен начаться уже в этом году. Наша задача — до 2025 года микрорайон на миллион квадратных метров жилья и 500 тыс. кв. м административных площадей должны быть построены»,— сказал врио губернатора Саратовской области Роман Бусаргин.

Территория бывшего аэропорта Саратова, который прекратил работу 21 августа 2019 года по распоряжению на тот момент главы кабинета министров РФ Дмитрия Медведева, уже спланирована под жилую застройку. 16 июня этого года глава Саратова Михаил Исаев подписал постановление о присвоении территории названия «микрорайон ­Аэропорт».

Согласно документу, площадь застраиваемой территории в красных линиях составит 143 га (земля аэропорта и три прилегающих участка), тут предполагается построить 927 тыс. кв. м жилья. Ожидается, что в микрорайоне Аэропорт будут жить 30,9 тыс. человек, там появятся школы на 3850 мест и детские сады на 2120 мест. Должны появиться шесть парков и скверов площадью 25,52 га, 12670 машино-мест, 11 АЗС.Проект планировки предусматривает застройку жилыми домами по 5–14 этажей. Также будет сделан акцент на высотные административные здания по 14–30 этажей. Проект разрабатывало ГУПП «Институт Саратовгражданпроект».

Как сообщил на вчерашнем заседании Павел Мигачев, на средства бюджетного кредита будет сформировано новое общественное пространство, парки, ритейл, а также необходимая социальная и инженерная инфраструктуры

В июле этого 12й Арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда области, согласно которому договор аренды между комитетом по управлению имуществом (КУИ) области и АО «Саратовские авиалинии» на земельный участок, на котором был расположен старый саратовский аэропорт, должен быть расторгнут.

Иск в суд к АО «Саратовские авиа­линии» в ноябре прошлого года подал региональный КУИ.Согласно решению первой инстанции (материалы рассмотрения апелляционной жалобы пока не опубликованы), речь идет о земельном участке на улице Жуковского, 25, площадью 2,21 млн кв. м, его кадастровая стоимость — 1,42 млрд руб. Договор аренды между АО «Саратовские авиалинии» и территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области был заключен в феврале 2004 года и должен был истечь только в 2029 году. На момент подписания договора земельный участок принадлежал Российской Федерации, но в апреле 2015 года он был передан из федеральной собственности в собственность Саратовской области. Впрочем, в судебном решении говорится, что смена собственника на арендные правоотношения не повлияла.

Основанием для расторжения договора аренды комитет по управлению имуществом Саратовской области счел то, что последнее время участок не использовался по назначению. Согласно заявлению КУИ, договором установлено целевое назначение переданного в аренду земельного участка — размещение аэропорта, но как такового аэропорта на территории уже нет, а недвижимое имущество, ранее использовавшееся в качестве аэропортовой инфраструктуры, таковым считать нельзя.

Член правления Торговопромышленной палаты Саратовской области, бывший глава гильдии застройщиков ТПП Борис Чернодед считает задачу построить новый микрорайон к 2025 году реальной «при должной организации процесса». «Если будут средства, стабильное финансирование, несколько строительных компаний вполне могут справиться с такими объемами»,— считает он. В целом жилье в микрорайоне Аэропорт, по его оценкам, должно быть востребованным. «У нас много жилья строится во всех районах города, оно не пустует. Сейчас несколько нестабильная финансовая ситуация, но к 2025 году, думаю, она выровняется»,— считает он.

Председатель совета директоров ГК «Лепта» Яков Стрельцин считает задачу построить 1 млн кв. м жилья за три года сложной. «При наличии финансирования на площадку надо поставить большое количество подрядчиков. В Саратовской области компания на площадке строит максимум 100 тыс. кв. м жилья за два — два с половиной года. Столичные компании делают по 300 тыс. кв. м за два-три года, но таких можно пересчитать по пальцам. Так что выполнение задачи будет зависеть от наличия подрядчиков и их мощностей»,— полагает эксперт.

Сергей Петунин

Вся лента